http://kz.expert
А. Медведев
Несмотря на то, что главными источниками угроз безопасности стран Центральной Азии являются их сугубо внутренние проблемы, а также противоборство крупных акторов за сферу влияния в этом регионе, Афганистан по своему влиянию можно смело назвать третьим по значимости критическим фактором безопасности.
На протяжении всех 25 лет с момента обретения независимости государствами Центральной Азии Афганистан остается для них одним из главных поставщиков террористов, религиозных экстремистов и наркотиков. При этом Афганистан является очень сложным для изучения и анализа государством, со своим «букетом» политических, экономических, межэтнических, межплеменных, местечковых противоречий, на которые также накладывается влияние (политическое, экономическое и т.д.) со стороны как западных государств (США и Германия), так и соседних, прежде всего, Пакистана, Ирана и Китая.
В ходе военной операции «Несокрушимая свобода», начавшейся в октябре 2001 года, был ликвидирован ряд руководителей глобальных террористических организаций, включая «террориста №1» Усаму бен Ладен (в 2011), а также влиятельных полевых командиров. Это стало формальным поводом для того, чтобы в ходе саммита НАТО в мае 2012 года окончательно подтвердить вывод войск международной антитеррористической коалиции (ISAF) до 2014 года.
Однако, разместив свои военные базы в Афганистане, США реализуют свои долгосрочные геополитические задачи, прежде всего, переформатирование региона под свои интересы для сдерживания Китая в контексте конкуренции за глобальное доминирование, создания дополнительного плацдарма для нанесения возможных ударов по Ирану, а также локализации попыток России сохранить своё влияние в регионе.
«Продавленное» соглашение о стратегическом партнерстве между США и Афганистаном, заключенное 2 мая 2012 года и предусматривающее нахождение американских военных баз и объектов на афганской территории до 2024 года с правом пролонгации сроков их пребывания, аргументированно подтверждает предыдущий тезис.
В апреле Дональд Трамп вернул Пентагону полномочия определять оптимальное количество американских военнослужащих в Афганистане для решения поставленных задач. При этом в Вашингтоне признают нынешнюю ситуацию в Афганистане как тупиковую. В июле будет окончательно сформулирована новая стратегия США в Афганистане. По всей видимости, количество американских военнослужащих увеличится, как минимум, на 5 тысяч человек. Сейчас их в Афганистане 8,4 тысячи, кроме того более 6 тысяч военнослужащих из стран-членов НАТО и около 30 тысяч бойцов частных иностранных военных компаний.
На фоне долгосрочного военного закрепления США в Афганистане расширить сферы своего влияния в этой стране традиционно пытаются Пакистан и Иран, а также вступившие в эту борьбу Китай и Индия. Такое сосредоточение на собственной территории соперничающих между собой серьёзных внешних игроков (а сегодня можно смело говорить о формировании неформальных коалиций Китай-Пакистан и США-Индия) ничего хорошего Афганистану не сулит, так как в борьбе всех против всех, как известно, оказание финансовой или иной (поставками оружия, оказание военно-транспортных услуг) помощи террористическим группам – весьма эффективный инструмент.
С точки зрения перспектив разрешения афганского кризиса наиважнейшим фактором остаются афгано-пакистанские отношения, в основе противоречий которых лежит не признаваемая Кабулом в качестве границы между двумя государствами так называемая «Линия Дюранда». Отсутствие границы является фактором угрозы территориальной целостности Пакистана. В этой связи Исламабад кровно заинтересован в том, чтобы в Кабуле находился дружественный, а в идеале марионеточный режим.
Отсюда и мотивация в поддержке Пакистаном «Талибана»* (в данной статье под термином «Талибан» подразумевается исключительно ИДТА (Исламское Движение Талибов Афганистана) – автор пытается избегать общепринятого сегодня и вносящего путаницу в анализе афганской ситуации широкого толкования термина «талибы», под которым