Публикации

17.05.2017

Кавказский маршрут экспорта туркменского газа. История, определяющая перспективы

В журнале «Обозреватель/Observer» (№5 (328) май 2017) вышла статья Кавказский маршрут экспорта туркменского газа. История, определяющая перспективы В ней рассматриваются попытки Туркменистана создать маршрут экспорта природного газа через Иран в Армению, а также планы его дальнейшего экспорта через Грузию, Крым и


Актуально

16.05.2017

Почему Москва и Эр-Рияд ограничивают добычу нефти

http://inosmi.ru С учетом возможностей и гибкости производства в США Саудовская Аравия и Россия хотят поддержать котировки черного золота. Крупные страны-производители нефти решили поддержать котировки черного золота. Этим утром в Пекине министры энергетики России и Саудовской Аравии Александр Новак и Халед

Барьеры на пути евразийской интеграции

12.05.2017

Страницы: 1 2 3 4

http://kz.expert/archives/3227
А. Медведев

В последнее время с завидной регулярностью мы наблюдаем, как Евразийский экономический Союз (ЕАЭС) сотрясают скандалы. Их количество и содержание даже позволили целому ряду авторитетных международных экспертов сделать предположение о возможном скором крахе этой организации.

Очередное «обострение» началось в конце прошлого года, когда президент Беларуси Александр Лукашенко демонстративно проигнорировал саммит ЕАЭС в Санкт-Петербурге и взял длительную паузу в подписании обновленного Таможенного кодекса (ратификация которого Беларусью будет также неминуемо сопровождаться очередными «представлениями»).

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев также неоднозначно отнесся к содержанию ТК, отказавшись подписать его в полном объеме (правда, «уговаривать» пришлось недолго, и как связанным с этим событием выглядит факт недавнего очередного списания Россией долга КР), Кстати, заметим, что уходящий киргизский президент стал намного лояльней, однако так ничего и не сделал для того, чтобы из КР в ЕАЭС прекратился ввоз контрабанды китайских товаров.

В ходе состоявшегося 7 марта в Бишкеке Евразийского межправительственного совета разразился очередной скандал по поводу цен на российские энергоносители для несговорчивой Беларуси. Кроме того, вынуждено было начать реагировать российское правительство, устав от поступающих в Россию через территории государств ЕАЭС потока контрабандных товаров из Китая, а так же санкционных и иных товаров из третьих стран по правилам, отличным от принятых ЕАЭС. То есть, вне зависимости от того, «кто прав, кто виноват», под угрозой оказался краеугольный в Евразийском союзе принцип «свободного передвижения товаров».

А 4 апреля в Бишкеке президент Казахстана Нурсултан Назарбаев (по всей видимости, выполняя указания из Брюсселя, с которым недавно Казахстан подписал «безобидное для ЕАЭС» новое Соглашение об углубленном партнерстве) фактически торпедировал получение Молдовой (в отношении которой у ЕС свои планы) статуса государства-наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. То есть на саммите в Бишкеке лишь приветствовали просьбу президента Молдовы предоставить ей статус наблюдателя, но не предоставили его. Будет разрабатываться отдельное положение, которое, безусловно, затянется на долгий срок.

Почему так происходит? И каковы действительные перспективы этого важного объединения? Может ли агрессивный политический пиар в целях доказательства его жизнеспособности решить существующие проблемы, и какова из них главная?

Ниже предлагаем читателям субъективный взгляд на эту ситуацию российского политолога, директора АНО «ЦПТ «ПолитКонтакт» Андрея Медведева.
В последние годы мы наблюдаем, что идея глобализации постепенно трансформируется из попыток создать однополярную модель к естественному разделению мира на крупные региональные структуры, которые постепенно выстраивая взаимоотношения, в итоге и создадут более реальную модель глобализации. То есть развитие региональных объединений сегодня является одним из важнейших трендов развития мировой экономики. Например, более 2/3 международной торговли осуществляется в рамках региональных торговых соглашений, число которых с конца прошлого века до наших дней выросло с 70 до более 280.

При этом, на мой взгляд, попытка американских правящих элит как представителей до последнего времени единственной сверхдержавы создать глобальные экономические структуры с целью контроля над мировыми рынками, ресурсами, их транспортировкой и финансовыми потоками, а также сохранить мировую финансовую систему, основанную на долларе, до конца не увенчалась успехом.

Однако необходимо признать, что глобальные экономические структуры через инкорпорированных в элиты национальных государств своих представителей до сих пор вполне успешно предотвращают усиление потенциальных геополитических соперников США. Но, тем не менее, сдержать конкуренцию со стороны Китая им не удалось, и мы наблюдаем, как две самые мощные экономики мира пытаются одновременно и продвигать собственные мегапроекты (такие как Транстихоокеанское партнерство,

Страницы: 1 2 3 4