Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих

Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Ученые: Япония рвется на Южные Курилы из-за рения

20.03.2017

Страницы: 1 2

«Вести.Экономика».

На передний край высоких технологий вышел редкий металл рений. От других элементов его отличают супервысокая температура плавления (3180°С) и низкотемпературная пластичность. Курилы — кладезь рения и других редких металлов и элементов. .
«Это противоречивое свойство, получившее название «рениевый эффект», сделало рений материалом №1 для двигателей авиационных и космических кораблей многоразового использования. Добавка всего 4% или 7% рения в жаропрочные сплавы позволяет на 15% повысить прочность лопаток газовых турбин и увеличить время их эксплуатации на 25%.

Такое же революционное влияние рений оказал на процесс получения из нефти высокооктанового бензина. Для тех же ракет и самолетов. Новые катализаторы, изготовленные на базе рения и палладия, позволяют увеличить активность этого процесса в семь-десять раз и в четыре раза сохранить его стабильность», — отмечает директор ФГУП «Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов», первый вице-президент Ассоциации геологических организаций Александр Кременецкий.

Спрос на рений, несмотря на его высокую цену ($3,5 тыс. за 1 кг), резко вырос в мире. В частности, США потребляют 20-30 тонн рения в год. Для сравнения, с 1942 по 1965 гг. вся мировая промышленность использовала всего 4 тонны рения.

В Советском Союзе проблем с рением не существовало. Крупные месторождения медно-порфирового типа с высоким содержанием рения (рассеянного в молибдените) открыли и разрабатывали в Казахстане, Узбекистане и соседней Монголии. Однако после распада СССР Россия оказалась почти без рения.

«Пока политики спорили «кто виноват?» и «что делать?», геологи продолжали трудиться. Они искали иные, новые и нетрадиционные, источники рения. И нашли их. На действующем вулкане! Прямо в его кратере. Вулкан этот находится на одном из Южно-Курильских островов — Итурупе. Имя вулкана — «Кудрявый», высота — 986 м над уровнем моря. Последний раз этот вулкан извергался более 100 лет назад и с тех пор, как говорится, только «спускает пар». Ежегодно из его кратера на волю вырывается до 40 тыс. тонн металлоносных вулканических газов.

В 1992 г. ученые РАН — М. А. Коржинский, В. С. Знаменский и другие — обнаружили в кратере вулкана «Кудрявый» необычный минерал. Внешне он очень похож на известный молибденит, из которого получают попутный рений. Новый, еще неизвестный науке минерал — сульфид рения — содержит 70% металлического рения, что и дало ему название — рениит. Открыто новое полезное ископаемое!

Первая же экспедиция ИМГРЭ на вулкан Кудрявый в 1994 г. позволила получить такие фантастические данные, в реальности которых, на первых порах, усомнились даже ярые оптимисты. Первую экспедицию, как, впрочем, и все последующие, возглавил Феликс Исаакович Шадерман. Тогда ему было сорок три.

Суть открытого явления в том, что газы вулкана «Кудрявый» каждый год выносят из земных недр на поверхность до 15 тонн рения, до 50 тонн германия и индия, а также по нескольку тонн ванадия, золота и серебра.

При этом, чем выше температура газовых струй, тем больше в них количество дефицитных металлов. Шадерман предложил остановиться на известном природном сорбенте — цеолите. Это светло-серый алюмосиликатный минерал (кстати, тоже вулканического происхождения) обладает уникальным свойством — огромной внутренней свободной поверхностью.

Трудно себе представить, но на 1 г веса этого минерала приходится почти 2 кв. м витиеватых пустот! 25 сентября 2002 г. впервые в мире на действующем вулкане круглосуточно заработала установка ИМГРЭ для получения рения, что называется, «из воздуха». Пропаренные вулканическим газом 300 кг рудного цеолитового песка аккуратно выгрузили и снесли в рюкзаках вниз на базу. Дальше Москва. Там цех по переработке руд. И вот в руках пробирка, в которой первые граммы рения.

Выданный сертификат гласит, что впервые в мире из вулканического газа получена товарная соль рения — перринат аммония. Рения в ней около 70%, и ее можно продавать по $600-800 за 1 кг. А если построить завод, то каждый год на нем из газа можно, на первых порах, получать не менее двух тонн рения, а это уже почти $1 млрд каждый год.

Почти