Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

О современном Иране и ситуации в российско-иранских отношениях

05.03.2017

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

«Самовару» рассказал востоковед, эксперт по Ирану Игорь Панкратенко.

– В России, к сожалению, очень мало знают про Иран. В нашем представлении это страна, где людей казнят за неправильные взгляды или общественное поведение. Где любого иностранца могут арестовать прямо на улице какие-нибудь страшные «Стражи исламской революции», а женщины ходят замотанными в чадры и бурки. Насколько Иран соответствует бытующим у нас стереотипам о «восточной стране».

– Существует великое множество стереотипов в российском обществе в отношении не только Ирана, но почти любой восточной страны. Есть несколько причин. В первую очередь, это связано с убеждением, что если государство находится на Ближнем или Среднем Востоке, то это что-то обязательно темное, грязное, по улицам ходят фанатики (так на Западе считают, что у нас по улицам ходят медведи). Я довольно часто там бываю, и не только в Иране, и могу сказать, что это далеко не так.

Приведу в пример Мешхед. Я его люблю даже больше, чем Тегеран — мое сердце в Мешхеде. И вынужден сказать, что он выглядит гораздо современнее и цивилизованнее, чем ряд российских городов. То же касается и стереотипов о женщинах, закутанных в бурку. Мне сразу вспоминается, как после прихода Эрдогана заговорили о повальной исламизации в Турции. Очень хочется, чтобы те, кто так говорят, съездили хотя бы в университет Анкары, где я бывал, и посмотрели на то, как одеваются турецкие студенты.

Нечто похожее и в Иране. Да, ношение платка в общественных местах является обязательным. Все женщины этого правила придерживаются. Но как они носят этот платок, сколь велико разнообразие расцветок и фасонов! Так что все, мягко говоря, несколько иначе, чем говорят эти горе-политологи. Иран — это современная, цивилизованная страна. Иран, Турция и ряд других государств, где мне приходится часто бывать, где ряд научных, технологических, общественных институтов на сегодняшний день даже обгоняют Россию.

Скажем, кто у нас знает о том, что Иран занимает одно из первых мест в мире по научным публикациям. Вот несколько лет назад было у нас настоящее помешательство на нанотехнологиях, и где результат — «пшик»? А у Ирана сегодня шестое место в мире по нанотехнологиям. До пика антииранских санкций 2012 года Иран был крупнейшим экспортером автомобилей на Ближнем и Среднем Востоке.

И масса есть таких фактов, которые наши масс-медиа избегают упоминать, потому что для них, как, к сожалению, и для российского правительства сейчас, «солнце восходит на Западе».

– Как далеко Иран ушел после Великой исламской революции? Вроде бы у нас обыватели усвоили, что иранцы не арабы и не турки, а персы. Но кто такие эти персы, мы по-прежнему слабо представляем.

– Возможно, это не очень толерантно прозвучит, но если мы попытаемся выстроить по степени близости к европейским ценностям и нашим представлениям о цивилизации арабов, турок и персов-иранцев, то на первом месте будут турки, при каждом удобном случае утверждающие «Мы не Восток, мы — Европа», на втором месте будет Иран, а арабы — это вообще отдельная тема. Между тем, именно иранцы стоят гораздо ближе к пониманию того, что мы называем «общечеловеческими ценностями», чем жители многих других стран Ближнего, Среднего, Дальнего Востока.

Что же касается Исламской революции, то, опять же, всех пугает слово «исламская». Ислам в персидском понимании — шиизм, это набор неких социальных принципов, принципов устройства общества. Они называются «исламскими», но ислам здесь это не столько вера, сколько образ жизни, набор нравственных установок и ценностей. И вот если говорить о Совете по целесообразности, то он напоминает наш Конституционный суд — функции одни и те же.

– Как сейчас устроена политическая система в Иране? Что представляют собой иранские «консерваторы» и «либералы», и чем они отличаются от привычных нам маркеров?

– Нынешняя политическая система в Иране многим непонятна, поскольку наши представления сформированы как раз западными стандартами. Поэтому, когда я употребляю термины «иранский консерватор» или «иранский либерал», я эти понятия всегда

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13