Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Что делать с ОДКБ: есть ли перспектива расширения программ организации?

14.03.2017
Метки: , ,

Страницы: 1 2 3 4 5

http://politcom.ru/22186.html
Александр Караваев
– научный сотрудник Института Экономики РАН

ОДКБ Организация Договора Коллективной Безопасности в силу значимости предмета деятельности могла бы стать одним из существенных инструментов постсоветской кооперации и интеграции в военной сфере. Однако по ряду комплексных обстоятельств этот механизм был задействован лишь частично.

Недавний визит Путина в страны Центральной Азии прошел под углом проблем безопасности, что теоритически могло бы активизировать роль ОДКБ. Какую роль коллективная организация безопасности может играть в российском интеграционном планировании? Считать ли ОДКБ уходящей структурой постсоветского разбега или в неё можно вдохнуть силы, хотя бы для того, чтобы стать полноценной структурой безопасности для параллельного экономического трека — ЕАЭС?

В конце концов современная безопасность не сводится исключительно к армии, МЧС и спецслужбам. Важную роль играет рост качественных гражданских новаций, влияющих на устойчивость социально-экономического пространства от потрясений любого свойства. Задача развития ОДКБ состоит во встраивании военно-политических аспектов в логику экономической интеграции. Поэтому будущее организации, с одной стороны, зависит от темпов развития ЕАЭС, с другой — экономическое сближение предполагает достаточно прочные основы безопасности на границах экономического объединения, и эти цели вполне могут быть достигнуты в рамках коллективной организации. По крайней мере, для этого существует окно возможностей.

Попробуем рассмотреть этот вопрос с точки зрения причин кризиса и того, какие изменения и программы могли бы усилить ОДКБ.

Причины стагнации

Список ограничений в развитии организации не слишком длинный и хорошо известный. Исторически контекст формирования ОДКБ оказывается в русле более обширного тренда распада СССР, поэтому ключевыми факторами торможения развития организации являются политэкономические — сочетание негативных политических и экономических импульсов. Но если опасения партнеров РФ по поводу возможного ограничения их суверенитета со стороны коллективной организации рассматривались как центральные, разрушение единого экономического поля бывшего советского пространства редко рассматривают в качестве причины стагнации ОДКБ.

В данном случае, речь идет о двух ключевых эпизодах: выход РФ из зоны советского рубля в июле 1993 года (до этого момента советский рубль оставался единой валютой на пространстве от Украины до Киргизии, параллельно с национальными денежными единицами) и, позднее, девальвация рубля в 1998 году. Первый эпизод стал одним из главных стимулов экономической дезинтеграции и окончательного обрушения связей остатков советских промышленных цепочек, где предприятия ВПК занимали ключевую часть. Соответственно блокировались перспективы для развития общей постсоветской оборонки в новых условиях формата СНГ (на этот счет были определенные надежды у ряда политиков и экономистов).

Дефолт и затем девальвация 1998 года — дополнительно укрепили бывшие советские республики в необходимости ориентироваться на другие центры экономической активности и рассматривать Россию не единственным донором региональной безопасности (и безусловным лидером постсоветского мира), а в качестве пусть важного, но одного из прочих направлений для военно-технического сотрудничества и взаимодействия в процессе построения систем национальной безопасности и обороны.

Это настроение совпало с активным процессом расширения НАТО: все члены ОДКБ (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан) начиная с 1994 года подписывали участие в программе «Партнерство ради мира» (ПРМ) в рамках которой был организован целый ряд точечных программ взаимодействия, повышавших качество управления и планирования, тыловое обеспечение, отношения с гражданскими структурами как в рамках ПРМ, так и на двусторонней основе. Вскоре Россия практически свернула сотрудничество в рамках программы, в то время как партнеры по ОДКБ ее поддерживали и медленно наращивали.

С началом военной операции США и союзников в

Страницы: 1 2 3 4 5