http://www.iran.ru
Станислав Тарасов
Переговоры по Сирии в Астане готовились чуть ли не в экстремальной политической ситуации. Когда все же удалось усадить за стол сирийскую оппозицию и Дамаск при участии стран-гарантов — России, Турции и Ирана, а также спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, изначально было очевидно, что достигнуть какого-либо общеприемлемого соглашения будет очень сложно. Тем не менее, переговоры в Астане, проходившие в закрытом режиме, можно считать беспрецедентными в новейшей истории мировой дипломатии прежде всего в технологическом смысле, да и по накалу кипевших политических страстей. Второй тайм сирийской «игры» состоится в начале февраля в Женеве.
Как заявил РИА Новости глава делегации России Александр Лаврентьев: «Несмотря на то, что нам не удалось обеспечить непосредственно прямых переговоров между двумя сирийскими делегациями в рамках этого форума в одной комнате, тем не менее, примечательно, что они были на открытии, смотрели друг другу в глаза, выслушали приветствия, выслушали заявления, которые были сказаны им».
Многое было замешано на многочисленных интригах. Так, возникал вопрос почему сначала о перемирии в Сирии заявили только Россия и Турция без Ирана, будет ли приглашен на встречу представитель США, на чем настаивали опять-таки Россия и Турция, а против выступал Иран. Когда стало известно, что из числа приглашенных в Астану исключены боевики из ИГИЛ и связанных с «Аль-Каидой» боевиков из «Джебхат Фатх аль-Шам», ранее известных как «Ан-Нусра» (структуры запрещенные в России), с этим согласились все. В то же время по настоянию Турции из переговорного процесса были выведены сирийские курды, которые фактически контролируют значительную часть севера Сирии.
Были и другие моменты. Один из них: отсутствие официального диалога между Сирией и Турцией на уровне правительств. Дело в том, что Турция является одновременно членом возглавляемой США международной коалиции по борьбе с ИГИЛ (структура, запрещенная в России), которая не получила мандат Совета Безопасности ООН на проведение боевых действий на территории Сирии. Осуществляемая ею в Сирии операция «Щит Евфрата» стала возможной при молчаливом согласии Москвы и Тегерана, но все равно с точки зрения международного права это акт агрессии в отношении соседнего государства. Тем более что за спиной Турции поддержка группировок в Сирии, которые Дамаск считает террористическими.
Второй момент процедурного свойства: возможность официального Дамаска и делегации оппозиции выступать под единым сирийским флагом. Наконец, открытым остался вопрос о том, кто будет в дальнейшем говорить от имени сил сирийской оппозиции, полевые командиры, представленные в Астане, или какая-то политическая группа, которая ранее в Женеве вела диалог под эгидой ООН, и в которую входили политики, поддерживаемые странами Персидского залива.
В этом смысле переговоры в Астане, проходившие в закрытом режиме, можно считать беспрецедентными в новейшей истории мировой дипломатии прежде всего в технологическом смысле, да и по накалу кипевших политических страстей. Такие столкновения были неизбежны, поскольку не все были готовы решать проблемы чисто технического военного свойства без перехода на обсуждение вопросов будущего Сирии. Накануне сирийская оппозиция заявила, что намерена в Астане обсуждать только вопросы соблюдения перемирия.
Надо полагать, что немало страстей кипело и вокруг тезисов так называемого итогового документа, который готовили страны-гаранты — Россия-Турция и Иран, его подписанты. При этом спецпосланник генсекретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура заявлял, что «если будет принят такой вариант документа, который мы видим, это вселяет оптимизм».
Что же в итоге? В Астане было принято совместное заявление России, Ирана и Турции, в котором стороны объявили о создании трехстороннего механизма за соблюдением режима прекращения огня. Сразу отметим, что достигнуть этого можно было и вне формата переговоров в Астане. Насколько известно ИА REGNUM,