Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Президента Узбекистана ждут в Москве и Астане

08.12.2016

http://www.ng.ru
Виктория Панфилова

Ташкент готов урегулировать отношения со всеми соседями

Главы России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев пригласили избранного президента Узбекистана Шавката Мирзиёева посетить с государственными визитами Москву и Астану. Как стало известно «НГ», визиты могут состояться до Нового года, сразу после инаугурации. В кулуарах не исключают, что первый визит Мирзиёев совершит в Казахстан. Ташкент, с одной стороны, постарается соблюсти баланс интересов на международной арене, с другой, одним из приоритетов внешней политики он обозначил нормализацию отношений с соседями.

«Основные приоритеты внешней политики Узбекистана определены, и оснований для их фундаментального пересмотра нет», – сказал «НГ» председатель комитета сената олий маджлиса Узбекистана по внешнеполитическим вопросам Садык Сафаев. По словам сенатора, сегодня не актуальна постановка вопроса: за кем пойдет Узбекистан? Какая из стран будет влиять на Узбекистан – США, Китай, Россия, Турция, Иран и какой вариант того или иного сценария большой игры за влияние в Центральной Азии будет разыгран? «Сегодня Узбекистан в силу своего цивилизационного, экономического, политического, военного потенциала является силой и не идет в фарватере той или иной страны. При этом Узбекистан открыт для сотрудничества со всеми странами. Однако говорить о том, что ничего не надо менять, тоже неправильно. Необходимо интенсифицировать диалог с ближайшими соседями», – отметил Садык Сафаев. По его словам, ни одна из стран региона в одиночку не в состоянии решить стоящие перед ней проблемы. Таковы исторически сложившиеся реалии Центральной Азии. Это проблема водных ресурсов, вопросы границы и даже стабилизация ситуации в Афганистане. «От решения инфраструктурных проектов в этой стране зависит будущее всего региона. Для Узбекистана, например, это вопрос выхода к морским портам Пакистана», – подчеркнул узбекский сенатор.

Шавкат Мирзиёев, вступая в сентябре в должность и.о. президента, развитие внешнеполитических связей с соседями включил в разряд приоритетов. Не исключено, что первый визит узбекский лидер совершит именно в Казахстан, так как вопросов, которые бы имели большой конфликтный потенциал, с этой страной нет. «Между Узбекистаном и Казахстаном нет пограничных проблем, экономика одной страны дополняет экономику другой. Узбекистан не конкурирует с Казахстаном. Сотрудничество началось три-четыре года назад при Исламе Каримове», – сказал «НГ» эксперт Центра экономических исследований Узбекистана Бахтиер Эргашев.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, приглашая Шавката Мирзиёева в Астану, отметил, что совместными усилиями можно придать новый импульс развитию стратегического партнерства двух стран. Казахстанский лидер обратил внимание на «значительный потенциал двустороннего регионального взаимодействия» и готовность к диалогу в различных областях: политической, торгово-экономической и гуманитарной.

Серьезный прорыв у Узбекистана наметился в туркменском направлении. Сотрудничество начиналось с реализации совместных транспортных проектов. Туркменистан построил новые железнодорожные мосты через Амударью. А это, по словам Бахтиера Эргашева, серьезная основа для того, чтобы узбекские товары или товары, идущие через Узбекистан по транспортным коридорам, вышли к морским портам на Каспии и Черном море. «Для Узбекистана это – дорога на Запад», – подчеркнул эксперт. Готов к реализации и другой транспортный проект «Узбекистан–Туркменистан–Иран–Оман».

«Киргизия и Таджикистан – две проблемные страны. Трудно разговаривать с киргизской властью, находящейся в условиях перманентного кризиса», – считает Эргашев. Впрочем, вчера стало известно, что президент Киргизии Алмазбек Атамбаев готовится посетить с рабочим визитом Ташкент. Детали переговоров пока обсуждаются.

Не менее сложная ситуация с Таджикистаном. Хоть и состоялись уже визиты министра иностранных Узбекистана Абдулазиза Камилова в Душанбе и заместителя министра энергетики и водных ресурсов Таджикистана Султона Рахимзода в Ташкент. Смогли ли стороны договориться по строительству Рогунской ГЭС в Таджикистане – неизвестно. Ташкент не выступил с заявлением даже после того, как таджикская сторона начала строительство плотины на Вахше. Однако, как отметил Эргашев, «любой наблюдательный человек, который отслеживал политическую стилистику последние 20 лет, знает, что Узбекистан никогда не торопился с заявлениями». «Тем более делать в предвыборный период заявления, касающиеся серьезных вопросов, это опять же не в стилистике узбекского руководства. Сейчас идут только переговоры. Тупиковая ситуация, которая сложилась вокруг Рогуна, требует разрешения», – сказал эксперт. По его мнению, в Таджикистане вокруг Рогунской ГЭС сейчас прослеживается ситуация, в которой якобы есть победитель – сам Душанбе, и есть проигравший – Ташкент. Но побежденным Узбекистан никогда не захочет быть, сказал Эргашев, тем более в отношениях с Таджикистаном или Киргизией. «Нужен поиск компромисса», – считает Эргашев.

С такой оценкой регионального расклада согласен доктор исторических наук Рафик Сайфулин. «Роль «смотрящего» в Центральной Азии долгое время выполняла Россия. Но Москве всегда было неудобно занимать чью-то позицию по Рогуну или другим острым вопросам. Доминирование Узбекистана в регионе, с одной стороны, освободило бы Россию от роли, которой она сама не очень и рада, а с другой, Ташкент сохранил бы положение своего высокого статуса в отношениях с крупными игроками – Москвой, Пекином и Вашингтоном», – сказал «НГ» Сайфулин.