Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Травля неугодных религиоведов в России: о конференции «Религия и насилие» в Казани

07.11.2016

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вот уже более года в среде российских религиоведов идет обсуждение «дела Ларисы Астаховой», заведующей кафедрой религиоведения Казанского федерального университета, религиоведческая экспертиза которой легла в основу судебного решения о ликвидации Саентологической церкви Москвы. В ответ на это на Астахову обрушился гнев тех религиоведов, кто выступает с позиции неприкосновенности новых религиозных движений, считая, что религиовед обязан быть в роли их адвокатов. Те же, кто не согласился с такой позицией, столкнулись с таким явлением как академическое насилие и давление.

Со страниц СМИ и социальных сетей эта история стала осмысливаться и на научных мероприятиях, одним из которых стала международная научно-практическая конференция «Религия и насилие», прошедшая 29 октября 2016 года в Казани.

Организатором мероприятия выступила кафедра религиоведения Казанского федерального университета при поддержке Русского религиоведческого общества. Сама конференция проходила в формате трех круглых столов. Всего было более 120 участников мероприятия.

Открывая работу конференции, заведующая кафедрой религиоведения КФУ Лариса Астахова сказала, что «прежде, чем теоретически осмысливать феномен религиозного насилия, следует рассмотреть факты, которые позволили бы судить о наличии насилия на почве религии, действительно ли оно имеет место». «Необходимо собрать определенное количество «полевых” данных и проанализировать их», — добавила религиовед, сказав, что на предстоящей конференции как раз и будут рассмотрены подобные примеры.

С приветственными словами к участникам конференции обратились председатель Комиссии по межнациональным и межрелигиозным отношениям Общественной палаты Республики Татарстан, профессор Олег Агапов, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, председатель Отдела по взаимоотношения Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин, заместитель начальника Отдела по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями Аппарата Исполкома г. Казани Егор Тимофеев, заместитель директора по научной работе Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Мария Ефлова.

Работа первого круглого стола «Освещение проблем религии и насилия в науке и массмедиа» началась с доклада старшего преподавателя кафедры философии религии и религиоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Павла Костылева «[Научное] изучение религии: границы согласований и пределы академического насилия». Московский религиовед рассмотрел отношения между религиоведами и религиозными организациями. По его мнению, отношения между исследователем-религиоведом и исследуемыми им религиозными организациями могут выстраиваться по двум моделям. Первый вариант предполагает описание религиозного учения, истории и деятельности той или иной религиозной общины со слов самой общины, исходя из принципа самоопределения: т.е. исследователь некритично излагает информацию об этой религиозной группе, базируясь на тех данных, которые ему передала сама группа. Второй вариант предполагает критичное отношение к той информации, которую ему сообщает о себе самой религиозная группа; религиовед может ее интерпретировать, сравнивая с другой информацией, в том числе и критичной по отношению к религиозной группе; религиовед не превращается в летописца религиозной организации, а самое главное – выдавая результаты своего исследования той или иной религиозной организации, например, в виде научной статьи, религиовед не должен согласовывать ее с религиозной организацией. И вот во втором случае нередко религиозные организации не довольны религиоведом, начинается противостояние, причем порой весьма конфликтное, между религиоведом и религиозной организацией. Известны примеры, когда религиовед пишет как эксперт религиоведческую экспертизу на какую-то религиозную организацию, и это не нравится религиозной организации. Научное изучение религии, убежден Костылев, будет только тогда, когда есть рациональная аргументация своего взгляда на ту или иную религиозную организацию, когда свою позицию религиовед готов объяснить. При этом религиовед не должен превращаться в апологета религиозной организации. Академическое насилие, в

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10