Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

О чем могут договориться президенты Алиев, Путин и Роухани в Баку?

08.08.2016

Страницы: 1 2 3 4

http://www.iran.ru
Редакционная статья Iran.ru
Президент Путин 8 августа посетит Баку для участия в первой трехсторонней встрече лидеров Азербайджана, Ирана и России. Намечается новый формат регионального взаимодействия. Что общего для всех трех этих государств  может быть в политической повестке? Если говорить об актуальных вопросах международной и региональной политики, то для Баку наибольший интерес представляет проблема Нагорного Карабаха,   а для Москвы и Тегерана – что и как делать дальше в Сирии. Без этих тем не обойтись, в той или иной мере они будут рассматриваться лидерами трех стран вместе, а также и на двусторонних встречах, которые, конечно же,  будут иметь свое особое значение. Смущает, правда, скоротечность форума, успеть за один день многое, вряд ли, получится. Тем не менее, посмотрим на некоторые исходные позиции сторон накануне встречи лидеров трех стран в Баку.

Каспийское море на троих не делится

Вряд ли президенты трех прикаспийских государств упустят возможность обменяться мнениями о неудачной работе своих министров иностранных дел, не сумевших на июльской встрече в Астане продвинуться в  согласовании очередного варианта конвенции по правовому статусу Каспийского моря. Отсутствие договоренностей стало причиной переноса Каспийского саммита на следующий, 2018-й год. Остается нерешенной проблема раздела дна. От того, какую часть шельфа получит та или иная страна, зависит её доля запасов углеводородов. Иран выступает за равные права пяти прикаспийских государств на акваторию и недра моря. Сегодня иранская доля на Каспии — самая незначительная и составляет 13,8%, а Тегеран хотел бы иметь 20%.

Тегерану предлагается делить дно по принципу срединной линии, тогда точка стыка разграничительных линий между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном оказывается севернее и Ирану достаётся 13,8% дна моря. Иран продолжает настаивать на получении 20% дна: в этом случае у него появляется доступ к нефтяным месторождениям Алов, Араз и Шарг. Фактически иранская позиция требует пересмотра ранее заключенных двусторонних соглашений России с Азербайджаном и Казахстаном, а также принципа срединой линии, который больше десяти лет применяют эти страны.

Более того, чтобы уравнять всю «пятёрку» (каждому государству — по 20% каспийского дна) потребуется часть доли Азербайджана (19,5%) и Туркменистана (18,4%) передать Ирану (13,8%), после чего Азербайджану нужно будет добрать свои 20% за счёт России (18,7%), которая, как и Туркменистан, станет претендовать на казахстанский сектор (29,6%). То есть больше всех проигрывает в этом случае Казахстан, теряющий свои права почти на 10% дна Каспия, а в самом большом выигрыше оказывается Иран, приобретающий дополнительно 6,2% каспийского шельфа.

Понятно, что без Казахстана и Туркменистана на встрече в Баку эта арифметика рассматриваться не будет, но напомнить иранскому президенту о необходимости компромисса в  каспийском споре, пожалуй, было бы уместным. По меньшей мере, Азербайджану и Ирану предлагается договариваться напрямую, пока же Каспий разделен на основе соответствующих соглашений между Россией, Азербайджаном и Казахстаном, а также между Казахстаном и Туркменистаном. Пока нет оснований полагать, что Иран может кардинально изменить свою позицию по этому вопросу, а значит акцентировать внимание на неуступчивости иранского партнера по Каспию на этой встрече не станут.  Нужны положительные итоги встречи и, желательно,  прорывные решения.

За спиной у Армении по Карабаху договариваться нет смысла

По этой же причине не стоит ожидать конкретных трехсторонних решений по Карабаху, устраивающих азербайджанскую сторону. Напомним, что международный мандат на урегулирование конфликта с 1992 года находится у Минской группы ОБСЕ (ее сопредседателями являются Россия, США и Франция). Согласно мандату, нагорно-карабахский конфликт должен быть урегулирован на основании принципов неприменения силы/угрозы ее применения, территориальной целостности и права наций на самоопределение.  Политико-правовой режим в зоне конфликта регулируется соглашением «О прекращении огня», а также трехсторонним соглашением «Об укреплении режима прекращения огня в зоне нагорно-карабахского конфликта», которое было подписано в феврале 1995 года при посредничестве России и Швеции (на тот момент она председательствовала в ОБСЕ). Оба

Страницы: 1 2 3 4