Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Фетхуллах Гюлен, Саид Нурси и экстремизм

15.08.2016

http://islam.ru
Евгений Бахревский,
заместитель директора Института культурного наследия, к.ф.н., известный эксперт-тюрколог

После попытки государственного переворота в Турции мы наблюдаем в этой стране процесс коренной кадровой ломки всего государственного аппарата, вооружённых сил, сферы образования и культуры, разгром некоторой части бизнес-структур. Тысячи арестованных и уволенных, лишённых профессиональных лицензий граждан Турции объявлены членами FETÖ – «террористической организации фетхуллахчистов», то есть сторонников Фетхуллаха Гюлена – богослова и философа, с 1998 года проживающего в США.

«Фетхуллахчисты», которые с недавних пор именуют себя движением «Хизмет», а на Западе известны как «Движение Гюлена», нередко также называются «нурджу», «нурсистами» как последователи учения Саида Нурси (1876–1960).

В начале своей деятельности Саид Нурси был видным представителем курдского религиозно-националистического движения, депутатом парламента, после чего стал одним из лидеров мусульманской оппозиции режиму Мустафы Кемаля Ататюрка. Он проповедовал установление в Турции исламского правления, резко критиковал светские реформы. Вследствие этого Нурси подвергался преследованиям, неоднократно был в ссылках и тюрьмах. Его главным трудом является «Рисале-и Нур» (Послание Света) – объёмное оригинальное толкование Корана. Могила Нурси в Урфе была уничтожена турецкими военными, дабы не допустить её превращения в место паломничества.

Саид Нурси был сторонником развития в мусульманском обществе современной науки и техники, выступал за преподавание религиозных дисциплин в светских школах и современных наук в религиозных школах. Этот модернистский уклон в его учении до сих пор является отличительной чертой всех «нурджу». Нурси также был активным сторонником союза мусульман с другими верующими против общего врага – атеизма. Например, в 1950-х гг. он нанёс визит в Константинопольскую патриархию с предложением совместной борьбы против безбожия и материализма.

После смерти Нурси образовалось около десяти конкурирующих групп его последователей. Впрочем, сами «нурджу» утверждают, что это не противоборствующие группировки, а скорее «рабочие группы», имеющие разные функциональные задачи. Например, одна из наиболее крупных групп является курдской организацией. Фетхуллах Гюлен не был учеником Саида Нурси, однако в своих книгах он часто ссылается на его произведения.

До кризиса в отношениях между Реджепом Тайипом Эрдоганоми Фетхуллахом Гюленом последователи Гюлена обычно считались частью движения «нурджу» и были количественно наиболее крупной мусульманской общиной в Турции, работающей по принципу сетевой структуры. Им принадлежала значительная часть турецкой экономики, разветвлённая сеть образовательных, просветительских учреждений, фондов и т. д. Позиции Гюлена были также очень сильны в правоохранительных органах Турции – прокуратуре, полиции, в судах. Гюлен был важнейшим соучредителем ныне правящей в Турции партии Справедливости и развития. Именно поддержка Гюлена в значительной мере обеспечивала успехи Эрдогана на протяжении многих лет.

Отношения между Эрдоганом и Гюленом впервые обострились в 2010 году, после того как Гюлен осудил отправку к берегам Газы турецкого корабля «Мави Мармара», что тогда привело к конфликту с Израилем и к жертвам. В 2012 году люди Гюлена в прокуратуре пытались допросить главу турецкой разведки Хакана Фидана в связи с переговорами с вооружёнными курдскими повстанцами. Это было воспринято Эрдоганом как непосредственная атака, после чего в качестве одного из ответных действий он потребовал закрыть сеть курсов по подготовке к поступлению в вузы, подконтрольную Гюлену. 17 декабря 2013 года последовала полицейская операция «большая взятка», в ходе которой были арестованы по обвинению в коррупции более 50 человек, включая сыновей трёх министров. Эрдоган расценил эти события как «подрывную акцию» и «плод работы иностранных спецслужб», «заговор, направленный на дискредитацию и раскол правительства». Среди тех, кто был в этом заинтересован, чаще всего упоминались США и Израиль. Эрдоган тогда пообещал разгромить «государство в государстве, контролируемое извне», то есть общину Гюлена, после чего были отстранены от дел, переведены на другие должности сотни офицеров полиции и прокуратуры, в участии в заговоре обвинили целый ряд медийных и деловых структур.

Гюлен сделал ряд заявлений с упором на «демократические ценности», которые отстаивает его движение. Однако наиболее показательным стало распространённое в Интернете его видеообращение с традиционными проклятиями на головы тех, кто препятствует расследованию преступлений и правосудию в Турции.

В ходе конфликта в 2013 году ученики Саида Нурси, лидеры движения «нурджу» Абдуллах Йегин, Хюсню Байрамоглу, Салих Озджан, Мехмет Фырынджы и Абдулкадир Бадыллы заявили о недопустимости для религиозных движений заниматься политическими интригами и о полной поддержке правительства. Эрдоган и его приближённые в своих выступлениях стали регулярно ссылаться на Нурси в целях отсечения религиозного авторитета Саида Нурси от движения Гюлена. Впрочем, и сам Гюлен ранее неоднократно говорил, что он в своих книгах ссылается далеко не только на Саида Нурси, но и на многих других авторитетных мусульманских богословов, и, таким образом, не является «нурджу».

В России борьба с «религиозно-националистической сектой нурджулар» ведётся с 2002 года. В 2007 году несколько книг Саида Нурси были признаны экстремистскими. Тогда же в России были закрыты связанные с Гюленом турецкие учебные заведения. Очевидно, что именно движение Гюленарассматривалось российскими правоохранительными органами как опасное явление: версия Ислама, подконтрольная Турции, пантюркизм, сотрудничество с разведками и т. д. В то же время ни одна из книг Гюлена не была признана в России экстремистской.

Не вдаваясь в подробный разбор произведений Нурси и Гюлена, выскажу собственное мнение: сами эти произведения не носят экстремистского характера и не содержат разрушительных идей. Опасность могут представлять организации, связанные с Гюленом, но не по идеологическим причинам, а по причине удобства использования подобных интеллектуальных сетевых структур внешними силами. Очевидно, что примерно это и имелось в виду в 2007 году, когда наложили запрет на некоторые из книг Нурси, однако была выбрана несколько небрежная форма достижения целей.

В связи с изменившейся ситуацией в российско-турецких отношениях, полагаю, для России было бы правильным отделить «нурджу» от «гюленистов» и выстраивать различную политику по отношению к этим силам. В частности, представляется неконструктивным преследование в России читающих книги Саида Нурси — богослова, призывавшего прежде всего к просвещению мусульман и к выстраиванию союзнических отношений мусульман с православными христианами.