Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Без права на выход: почему глупо верить, что Турция вырвется из «ловушки НАТО»

01.08.2016

Страницы: 1 2

http://eadaily.com
Гаяз Валиди, специально для EADaily

Отношения Турции и НАТО сегодня ни в коем случае нельзя упрощать: любые разговоры о том, что «поворот Эрдогана к России может привести к выходу Турции из Альянса» — это непонимание текущей реальности.

И дело здесь совсем не только в противоречивой фигуре Реджепа Эрдогана, который сочетает свою личную непредсказуемость в решениях с неопределенностью в выборе доминирующего геополитического курса: куда важнее понимать принцип «ловушки НАТО» для Турции в целом.

Сама формулировка «отношения с НАТО» тоже не может считаться до конца правильной: Альянс представляет собой силы и интересы разных держав, где отношения с каждой из них — история отдельная. Например, попытка покинуть НАТО со стороны Анкары в первую очередь ослабит позиции западного мира в споре с Россией. Но такое усиление Москвы в корне не устроит Вашингтон, откуда следует важный фактор американо-турецких отношений. Но давайте лучше детально рассмотрим весь комплекс факторов, которые и формируют для современной Турции «ловушку НАТО».

1. Курды. Именно курдская проблема остается для Вашингтона и Анкары одной из самых болезненных после начала войны в Сирии: курды для Турции являются главными врагами и ключевой угрозой, но отказаться от курдов как от наиболее боеспособных проамериканских сил в Сирии американцы тоже не могут (и даже не планируют). Малейшая попытка поползновения Турции распрощаться с НАТО приведет к тому, что «курдская проблема» руками США достигнет для Анкары гигантских масштабов.

2. Греция. Кипрский вопрос рассорил Грецию и Турцию на десятилетия, не давая видимости окончательного решения даже сейчас. Когда-то конфликт этих стран стал прецедентом ссоры участников НАТО, и поэтому сам конфликт пытались решать с минимальным военным вмешательством. Но если Турция из НАТО выйдет, а Греция останется, то «в назидание и демонстративно» кипрский вопрос тут же начнет сдвигаться с мертвой точки. И совсем не в пользу все понимающей Анкары.

3. Система вооружений. Разговоры о военном союзе России и Турции выглядят крайне странно: у государств различные стандарты вооружений, изменить которые в сжатые сроки нереально. А сколько будет стоить такой переход для испытывающей экономические потрясения Турции?

4. Система безопасности НАТО. Коды распознавания «свой-чужой», кодировка в системах радиосвязи и при запуске ракет, программы по обмену разведдаными — все это при возможном выходе из Альянса Турции формально попадает в руки не просто «внеблоковой страны», но и государства, имеющего потенциальный конфликт как минимум с одним другим участником НАТО — Грецией. Вашингтон сделает все, чтобы система безопасности его ключевой военной силы за пределами США не пострадала.

5. Невозможность самостоятельно обеспечить безопасность на случай внешнего вторжения. Для своих участников НАТО — это прекрасная возможность экономить на военном бюджете, не теряя на качестве потенциально защищающей армией. Каждая страна (за исключением США, где военное обеспечение принципиально иного уровня) поддерживает и развивает боеспособность своих «профильных» модулей систем вооружений. И отдельные пробелы в национальной обороне можно будет в критической ситуации с лихвой восполнить суммарными силами всего Альянса. Турция же в долгосрочной перспективе никогда не рассматривала «страховочный вариант» на случай выхода из НАТО, а потому даже для готовности к такому решению для начала придется потратить фантастические бюджеты и долгие годы. А пока же ситуация такова, что экономика слаба, а все может измениться в любую сторону и в любой момент.

6. Ухудшение отношений с Европой. Фактическое блокирование вхождения Турции в Евросоюз не означает, что Брюссель и Анкара окончательно разругались. Европейские страны, входящие в Альянс, от возможного выхода Турции получат серьезный удар по своей военной безопасности с одновременной необходимостью усилить финансовые издержки на срочное восполнение «пробелов». Это станет поводом отыграться на Турции с помощью различных дополнительных квот, санкций и ограничений — здесь арсенал самый широкий, а США гарантированно помогут выбору самого жесткого варианта таких действий.

7. Двойственный характер исламизации. Эрдоган активно ведет страну в сторону от традиционных ценностей светского государства (как того хотел Мустафа Кемаль Ататюрк) к религиозной радикализации и исламизму. Но на поле жесткой исламизации Эрдогана ждут уже сформированные конкуренты от Саудовской Аравии до экстремистов. Отсутствие статуса члена НАТО открывает перед Анкарой «широкие перспективы» агрессивных воздействий вплоть до враждебной экспансии. Чем ответит Анкара? Отвечать нечем.

8.

Страницы: 1 2