Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Новая система выборов в Народное собрание: «спасение Гагаузии» или частные интересы?

12.07.2016

Страницы: 1 2 3 4 5

http://www.edingagauz.md
Вячеслав Крачун

Следующие выборы в Народное собрание Гагаузии могут пройти по совершенно другой системе. По крайней мере, такую цель поставила перед собой юридическая комиссия НСГ, которая подготовила соответствующие поправки в Кодекс о выборах Гагаузии. Тема изменения избирательной системы стала предметом горячих споров, в пылу которых звучат самые разнообразные мнения – от критики нововведений до устрашающих прогнозов, что промедление с переходом на новую систему выборов может привести к ликвидации самой автономии. Вниманию читателей предлагается анализ предлагаемого законопроекта и оценка целесообразности его принятия.

 

Что предлагают изменить?

Инициатором поправок в Избирательный кодекс Гагаузии выступила возглавляемая депутатом Иваном Бургуджи постоянная комиссия НСГ по юридическим вопросам, правам человека, законности, правопорядку, информационной политике и СМИ (далее: юридическая комиссия), которая дважды организовывала по этому вопросу общественные слушания.

Из предлагаемых нововведений, пожалуй, самым главным является появление «избирательных округов второго уровня». По задумке авторов законопроекта, в период выборов в Народное собрание на территории Гагаузии должно быть создано 5 округов второго уровня, каждый из которых будет состоять из 7 округов первого уровня. Всего выходит 35 округов первого уровня – ровно столько, сколько мы имеем на сегодняшний день. При этом численность избирателей, будучи разной в округах первого уровня, оказывается примерно равной в каждом из пяти «укрупнённых» округов.

Конструкция, сложно звучащая в теории, на практике также требует внимательного изучения. Если представить, что следующие выборы в НСГ будут организовываться по обновлённому законодательству, то для избирателя всё будет проходить примерно следующим образом. Придя в день выборов на свой участок, житель того или иного населённого пункта Гагаузии получит на руки семь бюллетеней – по одному для каждого из семи избирательных округов, входящих в округ второго уровня. Соответственно, на руках у человека окажется семь списков кандидатов, из которых необходимо будет сделать выбор. Точнее, семь выборов.

Не менее «интересная» ситуация возникнет и у самих кандидатов в депутаты. Так, помимо агитации в своём родном селе или городе они должны будут вести работу с избирателями и в остальных населённых пунктах, относящихся к его избирательному округу второго уровня.

Остальные предлагаемые нововведения в Кодекс о выборах чуть проще, однако, для избирательной системы также имеют большое значение. Перечислим ключевые из них.

К требованиям для кандидатов в депутаты предлагается добавить 5-летний срок проживания на территории Гагаузии. В проекте новой редакции закона правом быть кандидатом имеют граждане «имеющие, как правило высшее образование». Редкая для нормативных актов формулировка «как правило» означает, по видимому, необязательное требование по данному критерию. Ещё один важный момент: проигравшие участники выборов получают статус «резервных кандидатов» и в случае последующей отставки депутата они по решению Аппеляционной палаты могут быть признаны новыми избранными депутатами без всяких дополнительных выборов.

Для чего нужны изменения? Мнение авторов законопроекта

Главный вопрос, который возникает при анализе проекта поправок в избирательный кодекс – для чего всё это нужно? Каким образом эти изменения могут улучшить выборы в Народное собрание и, соответственно, эффективность работы депутатского корпуса.

Авторы законопроекта, надо признать, подкрепили свою инициативу солидным списком аргументов.

Ключевая причина необходимости нововведений, как утверждают разработчики – юридическая. Так, на последних публичных слушаниях, которые прошли в начале июля, депутат Бургуджи раздал присутствующим копию решения Трибунала Кишинёва от 12 января 2000 года, в котором судебная инстанция определила отменить решение ЦИК Гагаузии №3/1, опубликованное 22 июня 1999 года в «Вестях Гагаузии» об установлении избирательных округов на выборах в НСГ. Данное разбирательство 16 лет назад было инициировано по иску двух проигравших кандидатов –

Страницы: 1 2 3 4 5