Было время, когда Россия могла манипулировать другими странами с помощью поставок природного газа. Она все еще в состоянии это делать, однако подобная угроза сегодня менее эффективна, чем была в прошлом. Украинская национальная газовая компания «Нафтогаз» подтвердила в среду, что она рассмотрит вопрос о прямых закупках природного газа у российского газового гиганта Газпрома без посредничества Европейского Союза.

Желание Украины вести дела напрямую является свидетельством ее растущей самоуверенности, а также того, насколько Киев — с помощью Брюсселя — смог сократить возможности Москвы использовать поставки природного газа в качестве политического инструмента.

Деполитизация природного газа

Использование Москвой энергоресурсов для оказания влияния не только на Украину, но и на другие страны Центральной и Восточной Европы, импортирующие почти исключительно российский природный газ, было постоянной темой в 2000-х годах, а также в начале 2010-х годов. В ответ на это Европейский Союз предпринял определенные действия, направленные на деполитизацию природного газа. Была создана законодательная архитектура, в том числе Третий энергопакет, отделивший владельца природного газа, направляемого по трубопроводу, от владельца трубопровода, а также физическая инфраструктура, включая газовые интерконнекторы и трубопроводы, и сделано это было для того, чтобы природный газ мог более свободно транспортироваться по Европе.

Украина, которая не является членом Европейского Союза, медленнее создавала эту законодательную и физическую инфраструктуру, но сегодня она уже во многом существует. В настоящее время имеется достаточное количество интерконнекторов между Украиной и ее западными соседями — Словакией, Польшей и Венгрией, — и Украина теперь имеет возможность импортировать 20-25 миллиардов кубометров природного газа в год из Восточной Европы.

Хотя большая часть природного газа, приобретаемого Украиной, все еще российского происхождения, возможность закупать его у соседей означает, что Россия больше не может устанавливать намного более высокую цену для Украины, чем для ее соседей, потому что Киев просто имеет возможность закупать газ по более низкой цене у этих стран. Важно то, что Брюссель ломает один из элементов российского контракта с импортерами природного газа, который запрещает им экспортировать этот газ или продавать его другим поставщикам.

Кроме того, Европейский Союз включил Украину (а также Балканы) в более широкую инициативу Европейского Союза, с которой выступил Брюссель для расширения своих общих инициатив в области энергетического рынка с целью включения в них соседей, не являющихся членами Европейского Союза. Украина постепенно начинает руководствоваться принципами Третьего энергетического пакета и соответствующим законодательством.

В дополнение к созданию своей физической инфраструктуры Киев также реализовал меры, направленные на ограничение потребления природного газа, включая повышение эффективности во время зимнего отопительного периода, а также использование угля для производства электроэнергии. В 2011 году Украина потребила 53,7 миллиарда кубометров природного газа. В 2015 году она потребила всего 28,8 миллиарда кубометров и последовательно сокращала импорт газа в 2015 году, доведя его до 16,2 миллиарда кубометров, из которых лишь 7 миллиардов кубометров были напрямую закуплены у России (Украина импортировала 9,2 миллиарда кубометров газа через Европу). Эта тенденция продолжилась в течение всего 2015 года. Украина с ноября 2015 года не закупает природный газ напрямую у России, и она не делала этого в самый сложный зимний период в 2015-2016 годов, хотя она и договорилась относительно зимнего пакета с Газпромом в рамках трехсторонних переговоров.

Теперь, когда все эти изменения в основном уже проведены, переговоры между «Нафтогазом» и Газпромом будут мотивированы скорее финансовыми и даже прагматическими соображениями, хотя политические отношения между Москвой и Киевом остаются исключительно напряженными. «Нафтогаз» может даже получить