Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Промышленная политика в Центральной Азии: мифы и реальность – или зачем она нужна?

20.04.2016

Страницы: 1 2 3 4

http://caa-network.org/archives/6977
By Бахриддин Каримов

В последнее время термин «промышленная политика» звучит чаще и приобретает особую популярность, что связано в основном с ностальгией по былым временам индустриальной и промышленной мощи. Действительно, состояние промышленности и реального сектора экономики стран бывшего СССР, включая Центральную Азию, сложно назвать радужным. После распада единого государства, экономики стран региона столкнулись с резким спадом экономики и промышленного производства в начале 1990-ых: в среднем спад составил к настоящему времени от 40 до 60% от уровня 1991 года. В целом по региону доля промышленности в структуре ВВП стран сократилась драматически: с 30-50 до 15-20% в среднем.

Многие производства в регионе столкнулись серьёзными проблемами после развала СССР и были либо вынуждены остановить производство, либо резко сократили объемы производства. Плановая и нерыночная по природе, ориентированная на дешевое сырье, госинвестиции, сложную систему разделения труда и связей с поставщиками сырья и производителями, закрытая от всевозможной конкуренции и никак не связанная с потребностями местного рынка, структура советской промышленности оказалась абсолютно нежизнеспособной в условиях свободного рынка и развала так называемой производственной кооперации и хозяйственных связей между республиками, а ныне независимыми государствами региона. Печальный пример – Таджикский алюминиевый завод, который завозил сырье глинозем из украинского Николаева за 3.2 тысячи километров, использовал практически бесплатную гидроэнергию для производства, и продавал произведенный алюминий опять же в России или за рубежом.

Неудивительно, что в переходный период, в поисках новой рыночной модели развития в условиях выхода на внешние рынки и глобальной конкуренции, структура экономик стран ЦА изменилась в основном в сторону сырьевой и сервисной направленности, стали опираться на экспорт ресурсов и рабочей силы, тогда как высокотехнологичные производства стагнировали и не развивались, безработица росла, а экономика становилась все менее диверсифицированной. Особенно резким оказался спад и деградация промышленности в Кыргызстане и Таджикистане, которые и в период СССР не имели достаточно развитой системы промышленности с ориентацией на переработку внутреннего сырья. В результате быстрой и часто неразумной приватизации многие предприятия были перепрофилированы, переделаны под склады или сменили профиль в связи с неконкурентоспособностью продукции. Технологическая и кадровая отсталость резко выросла, а инвестиции практически прекратились в связи со сложным положением бюджета и финансово-банковской системы. Тысячи образованных специалистов оказались на улице или уехали в иммиграцию.

Имеет смысл отказаться от амбициозных целей и задач, но прежде всего сконцентрироваться на мерах либерального регулирования и стимулировании создания конкурентного частного сектора

«Новая промышленная политика» в Центральной Азии

Однако в последние годы спрос на внятную политику, направленную на усиление внутренней конкурентной экономики, особенно в условиях кризиса, резко возрос. Политики, исследователи и экономисты региона говорят о важности принятия и осуществления «новой промышленной политики». Однако данный термин часто понимается неправильно. Во-первых, промышленная политика (industrial policy) никак не относится к термину индустриализация как символу возрождения былого величия крупных предприятий – флагманов экономики. Да и условия сейчас совершенно другие по сравнению с 1991 годом. Во-вторых, нет сильного правительства с директивными функциями и ресурсами для капитальных инвестиций. В-третьих, внешние условия изменились совершенно радикально на фоне глобализации, усиления мировой конкуренции, снижения издержек и затрат со стороны стран соседей и вступления стран региона в ВТО или региональные торговые союзы.

С другой стороны промышленная политика не является синонимом общей экономической политики.

Что же тогда такое – промышленная политика? Истина посередине. Стратегия промышленного и инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы[1] дает в принципе хорошее определение. Итак, под «промышленной политикой понимается комплекс мер, посредством которых государство создает благоприятные условия и оказывает поддержку

Страницы: 1 2 3 4