Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Германия хочет, чтобы страны Центральной Азии сохраняли дистанцию по отношению к России

04.04.2016

Страницы: 1 2

«Военное обозрение»

На минувшей неделе министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, председательствующий сейчас в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), совершил трёхдневную поездку по странам Центральной Азии. Он последовательно посетил Узбекистан, Киргизию и Таджикистан. Поездка анонсировалась как мероприятие ОБСЕ. Штайнмайер намеревался обсудить с руководителями государств роль этой организации в регионе, посетить её учреждения.

На деле германского министра в поездке сопровождала делегация из представителей немецкого бизнеса, депутатов бундестага, деятелей культуры, а основной темой переговоров стали двусторонние отношения.

Впрочем, это не противоречит так называемой «Центрально-азиатской стратегии» Европейского Союза, объявленной по инициативе Германии ещё в 2007 году и отредактированной и подкорректированной немецкими дипломатами прошлым летом. В основе этой стратегии — содействие Евросоюза в развитии двусторонних связей со странами региона. Интерес к ним проявляет прежде всего Германия. У неё экспортно ориентированная экономика с высокой потребностью в сырье и энергоносителях, диверсификация поставок которых беспокоит немецких промышленников. Недаром они сопровождали министра в этой поездке.

Вместе с тем, маршрут Штайнмайера прошёл мимо Туркмении и Казахстана, как раз и располагающих так нужными Германии энергоносителями. Немецкие дипломаты объяснили это особыми отношениями с Туркменией, интересы которой сориентированы на рынок Китая и стран Юго-Восточной Азии. А в Казахстане во время подготовки визита германского министра шла избирательная кампания, и деликатные немцы не хотели повлиять на её исход.

Про деликатность дипломаты явно перебрали. Германия давно и настойчиво стремится конвертировать свои экономические успехи в геополитическое влияние, чтобы попасть в закрытый клуб постоянных членов Совета Безопасности ООН. Прошлой осенью, например, Франк-Вальтер Штайнмайер неожиданно совершил вояж в страны Ближнего Востока, попытался сказать своё слово в разрешение самого острого сейчас конфликта в мире. Однако германский министр в той поездке не преуспел. Был лишь вежливо выслушан лидерами Ирана, Саудовской Аравии, Иордании, ориентированными на совсем другие центры силы.

В прошлом году Германия подписала с Казахстаном соглашение о партнёрстве. По признанию немецких дипломатов, двусторонние германо-казахстанские связи теперь находятся «на очень надежном и стабильном уровне». Поэтому визит Штайнмайера в Астану вроде бы и не так важен. В германском МИДе как-то оставили без внимания, что в то время, как глава их ведомства позировал репортёрам на встрече с лидером Таджикистана, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев фотографировался в Вашингтоне с Бараком Обамой на форуме по ядерной безопасности. Такая демонстрация приоритетов казахского лидера была явно не в пользу германского министра, и об этой причине срыва встречи в Астане немцы предпочти умолчать.

Не стали в Берлине сильно педалировать и развитие экономических отношений с государствами, что вошли в маршрут Штайнмайера. Тогда участие в делегации представителей немецкого бизнеса уж очень напоминало бы политический туризм. В самом деле, за все постсоветские годы страны Центральной Азии не преуспели в торговле с Германией. Даже узбекский экспорт исчисляется всего полутора десятками миллионов евро в год. Германской продукции на узбекском рынке побольше — в пределах 200 млн. евро. Для почти четырехтриллионной немецкой экономки это даже не капля в море. Что говорить о киргизах и таджиках, вместе недотягивающих до трети узбекского объёма. Казахстан по сравнению с соседями выглядит весьма солидно. Его торговый оборот с Германией приближается в 4 млрд. евро, но в Астану Штайнмайер не поехал.

Как Германия формирует свою сферу влияния в постсоветской Азии

Эксперты называют совсем другие причины поездки главы германского МИДа в Центральную Азию. Так, специалист по странам Центральной Азии берлинского Фонда науки и политики Себастиан Шик отмечает, что «Центральная Азия для Германии — не только один из рынков сбыта и источников получения сырья, но и зона потенциального транзита в Китай, который планирует проложить здесь своего рода новый «Великий шелковый путь» в Европу». У Германии с Китаем обширные торгово-экономические связи. Реализация их по новому проекту в

Страницы: 1 2