Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Турция укрепляется в Центральной Азии

14.03.2016

Страницы: 1 2

Независимая Газета
Александр Шустов


Анкара использует этнические связи для достижения политико-экономических целей

Под эгидой организации ТЮРКСОЙ развиваются не только экономические связи между Турцией и странами Центральной Азии. 

Сложное положение, в котором Турция оказалась после введенных Россией из-за сбитого бомбардировщика Су-24 экономических санкций, заставило Анкару активизировать контакты с тюркскими странами СНГ. Тем самым Турция пытается компенсировать экономические потери и усилить политическое взаимодействие с тюркоязычными республиками, используя для этого пантюркистские идеи.К тюркским странам СНГ относятся 5 из 15 республик бывшего СССР – Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркмения и Узбекистан. Большинство из них расположено в Центральной  Азии. Связующим звеном между ней и Турцией выступает Азербайджан, который имеет прямую сухопутную связь с турецкой территорией через Грузию. После распада СССР Турция пыталась проводить на территории бывшего СССР активную пантюркистскую политику, не только претендуя на доминирующее влияние в бывших советских республиках с преобладающим тюркоязычным населением, но и покровительствуя тюркским автономиям (Татарстан, Башкирия, Кабардино-Балкария и др.) в составе РФ.

Степень политического и экономического влияния Турции в разных странах Центральной Азии традиционно была неодинаковой. Наиболее сильным является влияние Анкары в Туркмении, которая не только первой по образцу Турции перешла на латинский алфавит, но и установила с ней интенсивные гуманитарные и экономические связи. Отношения же Турции с крупнейшей по населению страной региона – Узбекистаном – испортились еще в начале 1990-х годов, после того как она предоставила убежище беглому узбекскому политику Мухаммаду Солиху. С тех пор Узбекистан вышел из всех пантюркистских организаций и участия в их деятельности больше не принимает. Тесные деловые связи сложились у Турции с Казахстаном и Киргизией, где турецкий бизнес появился почти сразу после распада СССР.

В условиях введенных РФ экономических санкций Анкара стала рассматривать тюркские страны СНГ как плацдарм, с помощью которого она может сохранить свои позиции на внутреннем российском рынке. Тем более что Казахстан и Киргизия являются участниками ЕАЭС и таможенных барьеров с Россией для них не существует. Разрывать связи с Анкарой из-за ее конфликта с Москвой не собирались и сами центральноазиатские государства. Напротив, они увидели в этой ситуации шанс разместить у себя турецкие предприятия и привлечь дополнительные инвестиции. В результате обострение российско-турецких отношений в конце прошлого – начале текущего года обернулось заметной активизацией контактов Анкары с тюркскими странами СНГ, преследовавшими как экономические, так и политические цели. Причем партнеры России по ЕЭАС отчетливо заявили, что отказываться от своих национальных интересов из-за обострения отношений Москвы и Анкары они не собираются.

Нередко инициативы по усилению связей с Турцией исходят от самих тюркских стран СНГ. Так, Киргизия, разочарованная первыми результатами своего вступления в ЕАЭС, с конца прошлого года заметно активизировала свои контакты с Анкарой. Президент Киргизии Аламазбек Атамбаев 18 января 2016 года на встрече с министром иностранных дел Киргизии Эрланом Абдылдаевым заявил, что в условиях роста напряженности в мире дальнейшее развитие приоритетных направлений внешней политики должно отвечать национальным интересам страны, что было воспринято экспертами как призыв к частичному пересмотру внешнеполитического курса. С конца ноября 2015 года по начало февраля 2016 года киргизские дипломаты, политики и общественные деятели в общей сложности провели с представителями Турции около полутора десятков различных переговоров и совместных мероприятий. За это время в Анкаре состоялись два совместных бизнес-форума (17 декабря 2015 года и 21–22 января 2016 года), в ходе которых Киргизия позиционировала себя в качестве страны, бизнес в которой дает доступ к внутренним рынкам Евразийского экономического союза с населением 170 млн человек.

 

Страницы: 1 2