Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Транспортный коридор соединит страны Персидского залива с ЕС

31.03.2016

Сохбет Мамедов
Cобственный корреспондент «НГ» в Азербайджане

Главы МИД Азербайджана, России и Ирана обсудят в Баку проект «Север–Юг»

Встреча глав МИД Азербайджана, России и Ирана состоится в Баку в первой половине апреля. Несмотря на то что точная дата пока согласовывается, уже достоянием гласности стали некоторые аспекты повестки встречи. Пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Азербайджана Хикмет Гаджиев в беседе с «НГ» подтвердил, что в центре внимания будет пакет вопросов трехстороннего регионального сотрудничества. В частности, намечено обсуждение темы реализации проекта транспортного коридора «Север–Юг».

По утверждению местных аналитиков, главы МИД Азербайджана, России и Ирана впервые проводят встречу в трехстороннем формате. И это обстоятельство свидетельствует не только о дружественных и добрососедских отношениях между этими странами, но и подтверждает намерение Москвы, Баку и Тегерана интенсифицировать политические, культурные и торгово-экономические связи. И одной из ключевых сфер развития этих связей, конечно же, является реализация проекта транспортного коридора «Север–Юг».

Этот проект, о котором не раз писала «НГ», зародился в конце 90-х прошлого столетия. С той поры стороны никак не могли прийти к общему знаменателю. Сегодня, по всей видимости, этот вопрос стал очень актуален, во всяком случае, есть надежда, что в текущем году в направлении реализации проекта будут совершены определенные шаги.

Наряду с Москвой и Тегераном Баку также крайне заинтересован в скорейшем функционировании этого транспортного коридора. Он вписывается в новую стратегию экономического развития Азербайджана, предполагающую сведение до минимума зависимости страны от нефти.

В этом году запланирован ввод в эксплуатацию железной дороги Баку–Тбилиси–Карс, которая, являясь составной частью проекта транспортного коридора Восток–Запад, призвана обеспечить грузоперевозки из Центральной Европы в Китай и далее в Японию. В те же сроки намечено объединить железные дороги Азербайджана и Ирана. Договоренность об этом была достигнута в ходе визита президента Ильхама Алиева в Тегеран в ноябре прошлого года. По возвращении в Баку глава Азербайджана поставил перед соответствующими структурами страны задачу достроить оставшийся участок железной дороги Баку–Астара.

«Там остается 8 км. В этом году данный участок должен быть построен. С Ираном уже проведены переговоры, значение этой дороги велико. Это превратит Азербайджан в очень важного партнера коридора «Север–Юг». Таким образом, все дороги – Восток–Запад и Север–Юг – будут проходить через Азербайджан. Это обеспечит наши политические и экономические интересы», – сказал Ильхам Алиев на январском заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и обсуждению предстоящих задач.

С завершением работ ожидается поэтапное доведение грузооборота между двумя странами до 10 млн т против нынешних 0,6 млн.

Следует заметить, что, соединив свои железные дороги, Иран и Азербайджан фактически вдохнут жизнь в транспортный проект «Север–Юг». Однако для функционирования этого маршрута необходимо проложить железнодорожную ветку Решт–Астара на иранской территории, строительство которой еще не начато.

Как сообщала «НГ», в настоящее время Тегеран ведет переговоры с Китаем и Россией по вопросу выделения финансовых средств на строительство этой железнодорожной линии, протяженность которой составит 170 км.

По мнению министра связи и информационных технологий Ирана Махмуда Ваези, международный транспортный коридор «Север–Юг», проходящий по территории России, Азербайджана и Ирана, имеет большую экономическую выгоду в сравнении с другими альтернативными международными транспортными маршрутами. Этот проект создаст условия для более эффективного осуществления грузоперевозок от Персидского залива до Европы с точки зрения сроков доставки грузов, что, безусловно, выгодно и с финансовой точки зрения.

Такого же мнения придерживаются и местные эксперты, утверждающие, что транспортный коридор «Север–Юг» открывает большие возможности для всех его участников – как для стран–отправителей и получателей грузов, так и транзитеров. Ведь «Север–Юг» – мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов от Петербурга до индийского порта Мумбаи. Он задуман с целью привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию и далее – в Северную и Западную Европу.

По предварительным оценкам, пропускная способность железной дороги на первом этапе составит 1,4 млн пассажиров и от 5 до 7 млн т грузов в год, а в дальнейшем – 15–20 млн т. На всем протяжении железной дороги будут построены 22 туннеля и 15 мостов.