Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Казахстану предстоит конституционная реформа

21.03.2016

Назарбаев допустил перераспределение власти в пользу парламента и правительства

Независимая газета
Виктория Панфилова
Обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья

Вчера в Казахстане состоялись досрочные выборы в нижнюю палату парламента и очередные выборы в маслихаты всех уровней (местные органы представительской власти). Президент Нурсултан Назарбаев не исключил, что страну ожидают изменения в политической системе. Властные полномочия могут быть перераспределены между президентом, парламентом и правительством. В итоге Казахстан перестанет быть суперпрезидентской республикой.

Явка избирателей на момент подписания номера в печать превысила 75%. В выборах приняли шесть из семи зарегистрированных партий. По мнению директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева, проведение досрочных выборов в парламент могло быть оправданным только при условии, если, во-первых, были бы внесены определенные изменения с точки зрения повышения роли парламента в политической системе страны. Во-вторых, если бы качественно обновился состав, по крайней мере нижней палаты. Но это тоже не предвидится. «Досрочные парламентские выборы напоминают некую карусель, хождение по кругу. Тем более что и состав участников останется фактически прежним. В отличие от досрочных парламентских выборов 2012 года «конкуренция» предвидится только между пропрезидентскими партиями. Ни одна реально оппозиционная партия участвовать в выборах не будет. Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП), которая принимает участие в кампании, все же относится к формальной оппозиции. Все это часть политической игры, при которой участие ОСДП должно хоть немного легитимировать выборы, хотя бы с позиций участия неких оппозиционных сил, которые к реальной оппозиции не имеют прямого отношения», – сказал «НГ» Досым Сатпаев. Больших сюрпризов, по мнению эксперта, в парламенте не ожидается. Хотя, конечно, заявления президента о том, что надо создавать в стране парламентско-президентскую систему, интригуют.

Нурсултан Назарбаев в ходе импровизированного брифинга на своем участке после голосования, как сообщает журнал «Vласть», отвечая на вопросы журналистов о возможных изменениях в политической системе и усилении роли парламента, сказал, что «изменения должны быть». «Президентская система власти в Казахстане существует. Речь может идти о распределении власти между ветвями – президентом, парламентом и правительством. Мы в этом направлении думаем», – сказал глава государства. «Когда это будет происходить, мы посмотрим по обстановке в экономике, в мире, внутри страны. Если будет такая воля, что надо будет переходить на другую систему управления, мы очень серьезно над этим будем думать и думаем», – сказал президент. «Демократия – это есть не начало пути, демократия для нас – это конец пути. И мы, постепенно реформируя, принимая законы, двигаемся в этом направлении. И подгонять нас не надо, потому что мы другие, это Азия, у нас другие отношения, семейные отношения, другая религия, другие возможности, (отношения) между людьми, поэтому всем государствам надо научиться уважать традиции, которые есть, историю и культуру друг друга», – заключил Назарбаев.

Эксперты считают, что в Казахстане начался процесс передачи власти. Директор Аналитического центра ИМИ МГИМО Андрей Казанцев считает, что «в силу преклонного возраста президента Назарбаева казахстанская политическая система находится в состоянии транзита, и в связи с этим в стране рано или поздно неизбежно разворачивание операции по обеспечению преемственности власти». «Однако пока преемник официально не объявлен. Многие эксперты полагают, что власти Казахстана пойдут прежде всего по пути перераспределения власти между разными ее ветвями, в том числе возможна и весьма радикальная смена нынешнего баланса сил. В частности, есть точка зрения, что в недрах власти уже давно имеется план конституционной реформы. Не исключено, что в будущем в Казахстане будет уже не президентская, а парламентская республика, где коалиционное большинство в законодательном органе получит возможность формировать кабинет министров. В таком случае фигура премьер-министра станет ключевой, хотя ее влияние будет сбалансировано рядом других высших государственных деятелей (президент, председатель парламента)», – сказал «НГ» Андрей Казанцев. По его мнению, будущий состав парламента станет компромиссным решением для различных групп влияния, что будет особенно важным в случае описанной выше конституционной реформы. «Определяющую роль здесь сыграют такие фигуры, как Дарига Назарбаева (дочь президента),  Тимур Кулибаев (зять президента), Карим Масимов (премьер-министр) и Нурлан Нигматулин (глава президентской администрации). Эти люди на сегодняшний день обладают огромным влиянием в казахстанском политическом истеблишменте», – считает Казанцев. Аналитики указывают на то, что может измениться нынешний статус Дариги Назарбаевой. Работая на совершенно разных направлениях (общественная, политическая и государственная деятельность), она продемонстрировала большую личную компетентность и эффективность. В настоящее время она занимает пост вице-премьера по социальным вопросам. Многие наблюдатели полагают, что ей может быть предложен пост председателя нового парламента. Тем более что Дарига Назарбаева имеет значительный опыт парламентской работы.

По мнению Досыма Сатпаева, в республике есть понимание того, что парламент должен быть неким коллективным преемником, но как его сделать таким сильным игроком? Конкретики в этом отношении, по мнению политолога, пока нет.