Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Денонсированные кыргызские ГЭС: что дальше?

10.02.2016

Страницы: 1 2

Денонсация Кыргызстаном соглашений с Россией о строительстве Камбаратинской ГЭС и Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций в январе 2016 года вызвало активную реакцию в обществе и СМИ этой среднеазиатской республики. После прекращения действий договоров с российскими инвесторами возникают два вопроса: зачем это было сделано, и каковы дальнейшие перспективы этого , а равно и других инвестиционных проектов Москвы в Кыргызстане?

Первый договор о строительстве Камбаратинской ГЭС был заключен еще 3 февраля 2009 году, в период президентства Курманбека Бакиева. Однако после его свержения договор был пересмотрен и 20 сентября 2012 года Москва и Бишкек подписали новую пару соглашений о строительстве в республике пяти новых гидроэнергетических объектов.

Проектная мощность Верхне-Нарынского каскада составляла около 237 МВт, всех агрегатов Камбаратинской ГЭС – до 1860 МВт. Данная группа ГЭС проектировалась не только и не столько для покрытий потребностей в электроэнергии самого Кыргызстана, сколько в расчете на экспорт в страны побережья Индийского океана с помощью ЛЭП CASA-1000, которая должна соединить Центральную Азию с Афганистаном, Пакистаном и Индией. Акции проекта предполагалось разделить поровну между Кыргызстаном и Россией, причем последняя должна была выступать ключевым инвестором проектов, для реализации которых у кыргызской стороны было недостаточно средств.

Первый гидроагрегат планировалось запустить уже в 2016 году, однако возникла масса проблем. Прежде всего, трудности были с CASA-1000, строительство которой застопорилось из финансовых проблем и фактора безопасности. По факту построен только участок ЛЭП до Кабула, а линия до других стран региона, которые и должны были потреблять основной объем электроэнергии, не будет построена в ближайшие годы.

Кроме того, по проекту больно ударил кризис 2014 — 2015 годов. Российская сторона должна была привлечь для реализации проекта $2,7 млрд — $3 млрд на строительство Камбаратинской ГЭС и еще около $732 млн на каскад Верхне-Нарынских ГЭС. Выступавшая подрядчиком по строительству Камбаратинской ГЭС «Интер РАО ЕЭС» должна была продать 40% акций «Иркутскэнерго», чтобы покрыть смету проекта. Аналогичную сделку со своими активами на Дальнем Востоке должна была провести «Русгидро» — подрядчик по Верхне-Нарынскому каскаду.

Задержки в реализации Камбаратинского проекта возникли с обеих сторон. «Интер РАО ЕЭС» долго не могла осуществить продажу активов по выгодной цене, а другими свободными средствами компания в тот момент не располагала, так как на 2014 — 2015 годы приходился пик ее инвестиционных проектов. В результате встал вопрос о выделении государственных кредитов российским Минфином, которое долго задерживалось из-за форс-мажорных обстоятельств 2014 — 2015 годов.

Кыргызстанская сторона задерживала землеотвод и принятие технико-экономического обоснования проекта, хотя в его разработку было вложено в общей сложности почти $0,5 млн. В обоих случаях проблемы носили во многом «технический характер». Так, правительство республики минимум дважды принимало решение об отведении земли под проект, но каждый раз оно оставалось на бумаге, поскольку оформлялось с нарушениями национального законодательства. Дело кончилось тем, что, по слухам, в 2014 году инвестор сам разработал и предложил проекты правительственных решений, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Несмотря на то, что проблемы с землеотводом возникли и в случае Верхне-Нарынского проекта там строительные работы продвинулись достаточно далеко, поскольку сторонам удалось достигнуть согласия по проекту ТЭО. К 2014 году была выстроена складская и коммунальная инфраструктура, дизельная подстанция, а также временный поселок строителей, закуплена часть необходимого оборудования. В общей сложности в проект было вложено более $37 млн по курсу на момент трат.

Однако начался кризис на мировом рынке сырья, конфликт на Украине и иные факторы, повлекшие дефицит валютных ресурсов у российских компаний, из-за которого Камбаратинский и Верхне-Нарынский проекты встали. Вернее, по имеющейся информации, Россия была готова все же выделить новый кредит на строительство Камбаратинской ГЭС, но кыргызские власти не устроили предложенные 10% годовых, которые превышали ранее оговоренные величины. Из-за этого в конце декабря 2015 года Кыргызстан поставил вопрос о денонсации соглашения, а в январе 2016-го закон о денонсации был принят.

Страницы: 1 2