Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Варвара Ремчукова: Транстихоокеанское партнерство: анализ текста Соглашения

25.01.2016

Страницы: 1 2 3 4 5

http://www.ng.ru
Варвара Ремчукова

Об авторе: Варвара Константиновна Ремчукова – аспирантка МГИМО(У) МИД РФ, член совета директоров ЗАО «Независимая газета».

От торговли товарами к созданию институциональной однородности экономик

Анализ текста Соглашения о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП), подписанного 12 странами (США, Австралией, Новой Зеландией, Японией, Канадой, Мексикой, Перу, Вьетнамом, Сингапуром, Чили, Брунеем и Малайзией) – дело трудоемкое, но интересное. Дело в том, что общий объем страниц этого документа со всеми приложениями, дополнениями, примечаниями, пояснительными письмами и графиками колоссален – 6370 страниц. Многие параграфы отсылают читателя к приложениям, а те, в свою очередь, к безликим цифрам таможенной классификации, которые надо поднять по Таможенному кодексу той или иной страны, чтобы разобраться, о каком именно товаре идет речь.

Интересен же текст прежде всего своим концептуальным содержанием. Главной особенностью ТТП является нацеленность на создание институциональной однородности экономик стран-участниц. Выравнивание институциональных стандартов регулирования таких сфер деятельности, как инвестиции, конкурентная политика, государственные закупки, работа государственных корпораций и монополий, правила в области трудовых отношений и охраны окружающей среды, функционирование международных цепей поставок в рамках глобальных производственных систем – вот главные инструменты создания безбарьерной среды для ведения бизнеса на территории стран, производящих более 40% мирового ВВП. Содержание Соглашения дает ответ на вопрос, почему в течение ряда лет его инициаторы утверждали, что ТТП – это соглашение нового типа. Именно упор на трансформацию институциональной среды в странах-партнерах, прежде всего из развивающегося мира, дает представление о конкретике требований современных инвесторов к качеству делового и правового климата на той или иной территории. Это вызвано тем, что 60% мировой торговли сегодня (около 12 трлн долл.) – это торговля внутрифирменная, то есть между подразделениями одной производственной системы, звенья которой размещены в разных странах.

Принципиальные основы Соглашения о ТТП

Стороны ТТП уже в преамбуле Соглашения заявляют, что оно создано на основе соответствующих прав и обязательств, вытекающих из Марракешских соглашений об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО). Они также признают различия в условиях развития и диверсифицированности экономик стран – участниц Соглашения. Из этого вытекает признание необходимости переходного периода для каждой слаборазвитой страны. Провозглашается задача укрепления конкурентоспособности, в том числе и за счет поддержки, продвижения, развития и укрепления региональных цепей поставщиков.

Признавая, что предприятия государственного сектора (ПГС) могут «играть законную роль в различающихся между собой экономиках стран-участниц», авторы Соглашения указывают, что предоставление несправедливых преимуществ ПГС подрывает справедливые и открытые торговлю и инвестиции. Стороны Соглашения намерены решительно создать правила для ПГС, которые поощряют выравнивание условий для частного бизнеса, а также понятные и прозрачные бизнес-практики.

Уже в Преамбуле Соглашения о ТТП заявляется намерение сторон поощрять высокий уровень защиты окружающей среды,  укреплять права рабочей силы. Отдельным принципом обозначено стремление к прозрачности и верховенству законов, устранению взяточничества и коррупции в торговле и инвестициях. Признается важность укрепления макроэкономического сотрудничества, включая вопросы, связанные с обменным курсом.

Последний пункт Преамбулы однозначно гласит, что Соглашение предполагает расширение партнерства за счет вхождения в него других государств либо отдельных таможенных территорий с целью дальнейшего укрепления региональной экономической интеграции и создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли.

В статье 1.1. Главы 1 говорится, что стороны Соглашения в соответствии со статьей XXIV ГАТТ от 1994 года и статьей V ГАТС создают зону свободной торговли (ЗСТ) в соответствии с положениями Соглашения.

Стороны Соглашения признают действующие права и обязательства друг перед другом, вытекающие из их принадлежности другим международным соглашениям, включая соглашение о ВТО. Этот принцип  распространяется также на действующие обязательства и права, существующие между по крайней мере двумя членами ТТП.

Если же стороны считают, что членство в ТТП нарушает их права и обязанности в отношении другого члена ТТП, возникшие в результате уже действующего между ними соглашения, то они должны в соответствии с Главой 28 Соглашения о ТТП провести консультации и найти приемлемое решение.

Страницы: 1 2 3 4 5