Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Невозможно понять ИГИЛ, не зная историю ваххабизма в Саудовской Аравии.

18.10.2015

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

веб-журнал: Перемены
Автор: Аластэр Крук

Обычно мы так не делаем, но в данном случае в виде исключения перепечатываем с информационного сайта Aftershock весьма интересную и полезную статью, посвященную сущности ваххабизма, а также его истории и современному состоянию в Саудовской Аравии. Автор этой статьи Alastair Crooke, в прошлом агент MI-6, стал известен после написания книги «Сопротивление: суть исламистской революции». Данная статья появилась в издании Huffington Post. Перевод осуществлен пользователем сайта Aftershock, действующим под ником ERRA (особое спасибо ему). Итак, текст агента Крука:

Драматическое появление Да’иш (ИГИЛ) на сцене в Ираке шокировало на Западе многих. Многие были озадачены — и напуганы — его насилием и очевидной притягательностью для суннитской молодёжи. Но более того, видя двойственное поведение Саудовской Аравии по этому поводу, которое кажется беспокоящим и необъяснимым, многие задаются вопросом: неужто Саудиты не понимают, что ИГИЛ угрожает и им в том числе?

Похоже, что — даже сейчас — правящая элита Саудовской Аравии разделена. Одни апплодируют тому, что ИГИЛ противопоставил «шиитскому пламени» Ирана «суннитское пламя», и новое суннитское государство создаётся в самом сердце территории, которая исторически считается вотчиной суннитов; к тому же их привлекает строгая идеология салафитов.

Другие саудиты более напуганы, они вспоминают историю мятежа, который был поднят ваххабитом Ихваном (Примечание: этот Ихван не имеет никакого отношения к Мусульманскому братству Ихван — примите во внимание: далее по тексту все упоминания Ихвана касаются исключительно ваххабита, а не Мусульманского братства) против Абд-эль Азиза, но в итоге фактически скрестил ваххабизм и аль-Саудов в конце 1920-х.

Многие Саудиты глубоко обеспокоены радикальными доктринами ИГИЛа — и начинают задаваться вопросами относительно некоторых аспектов направления, в котором движется Саудовская Аравия.

САУДОВСКИЙ ДУАЛИЗМ

Внутренние разногласия и противоречия в Саудовской Аравии по поводу ИГИЛа можно понять, только осознав наследственную (и продолжающуюся) двойственность, которая лежит в основе доктринальной структуры королевства, и её исторические корни.

Доминирующий стержень саудовской идентичности восходит непосредственно к Мухаммеду ибн Абд-эль Ваххабу (основоположнику ваххабизма), чей радикальный, исключительный пуританизм был взят на вооружение ибн Саудом (последний в то время был не более чем локальным лидером — одним из многих — постоянно враждующих и промышляющих набегами бедуинских племён в палящей и отчаянно бедной пустыне Нежд).

Второй стержень этой сложной двойственности относится непосредственно к королю Абд-эль Азизу, который перешёл к государственному строительству в 1920-х: он обуздал насилие, творимое Ихваном (чтобы установить дипломатические отношения в качестве национального государства с Британией и Америкой), институализировал исходный импульс ваххабизма и впоследствии оседлал удачно рванувший вверх нефтедоллар в 1970-х. Он направил нестабильное течение Ихвана подальше от дома на экспорт — распространив в мусульманский мир культурную революцию взамен революции насилия.

Однако эта «культурная революция» отличалась от степенного реформизма. Это была революция, основанная на якобинской ненависти Абд-эль Ваххаба к разложению и уклонизму, которые он ощущал повсюду вокруг себя — отсюда его призыв очистить ислам от всех ересей и идолопоклонства.

ОБМАНЩИКИ ИСЛАМА

Американский автор и журналист Стивен Колл написал статью о том, как Абд-эль Ваххаб, этот аскетичный и придирчивый последователь суфия Ибн Таймийя XIV века, презирал «чинную, эстетствующую, курящую табак и вдыхающую гашиш, бьющую в барабаны египетскую и оттоманскую знать, которая путешествовала сквозь Аравию, чтобы помолиться в Мекке».

С точки зрения Абд-эль Ваххаба они были не мусульманами, но обманщиками, лишь маскирующимися под мусульман. Впрочем, поведение бедуинов он оценивал ничуть не лучше. Они раздражали Абд-эль Ваххаба своим почитанием святых, возведением надгробий и своей «суеверностью» (например, почитанием могил или мест, которые считались пронизанными святым духом).

Всё это Абд-эль Ваххаб осуждал как бида — запрещённое богом. Как Таймийя до него, Абд-эль Ваххаб верил, что то время, в которое пророк Мухаммед жил в Медине, был идеалом мусульманского общества («лучшими временами»), который все мусульмане должны стремиться воспроизвести (это, по сути, и есть салафизм).

Таймийя объявил войну шиитам, суфизму и греческой философии. Он также высказывался против посещения могилы пророка и празднований его дня рождения, объявляя, что такое поведение являлось чистой имитацией христианского почитания Иисуса как бога (то есть, идолопоклонством). Абд-эль Ваххаб вобрал это учение, объявив, что «любое сомнение или колебание» со стороны верующего в части признания данной частной

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7