Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Туркменский импульс афганской экономики

28.08.2015

Страницы: 1 2

http://afghanistan.ru
Дмитрий ВЕРХОТУРОВ

В четверг президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов совершил официальный визит в Афганистан. В ходе поездки состоялись его переговоры с президентом Афганистана Ашрафом Гани и премьер-министром Абдуллой Абдуллой по широкому кругу вопросов двухстороннего сотрудничества. Конечно, на первом месте стояли вопросы безопасности, поскольку положение в приграничных с Туркменистаном афганских провинциях все еще остается сложным, но при этом большое внимание уделялось экономическим проектам, в частности, двум главным проектам туркмено-афганского сотрудничества: газопроводу ТАПИ и железной дороге в Таджикистан. Наряду с этим стороны обсудили детали реализации целого ряда других транспортных и энергетических проектов.

Эти крупные проекты вовсе не существуют только на бумаге. Туркменистан строит свой участок железной дороги, и по состоянию на июль 2015 года были уложены пути до 23-го километра дороги, уложен балласт до 36-го километра и подготовлено грунтовое полотно до 46-го километра строящейся дороги. Итого, готово 18% из запланированной 123-км магистрали, и до начала следующего года можно надеяться, что будет уложен путь и открыто рабочее движение до 46-го километра, что будет означать готовность дороги на 37% ее протяженности. При сохранении темпов строительства, достройке сложного участка Вахдат — Яван в Таджикистане, участков дороги, пересекающих территорию Афганистана, необходимых мостов и сооружений, можно надеяться, что в середине 2017 года будет открыто сквозное движение поездов от Душанбе до Ашхабада. На данном этапе визит президента Туркменистана в Кабул должен решить вопросы, связанные со строительством афганского участка этой магистрали.

Если смотреть на ситуацию по сообщениям СМИ, в которых главное внимание уделялось талибам и боевикам «Исламского государства», то обсуждение вопросов экономического сотрудничества Туркменистана и Афганистана может показаться неоправданным оптимизмом. Однако, это не так. В Афганистане идет весьма бурный процесс экономического развития, захватывающий целый ряд провинций и отраслей экономики. В качестве наиболее яркого проявления этого экономического развития можно назвать начало строительства газопровода Джаузджан — Балх, которое было начато 6 июля 2015 года при финансовой поддержке США. 95-км газопровод подаст газ с открытых в середине 2000-х годов газовых месторождений провинции Джаузджан в Балх, ставший за последние годы крупным промышленным центром северного Афганистана. Газ будет использоваться для выработки электроэнергии (в Мазари-Шарифе будет построена газотурбинная электростанция мощностью 200 МВт), поскольку импорта электроэнергии из Узбекистана уже недостаточно для покрытия потребления в северных провинциях страны, а также для производства минеральных удобрений и стекла. Хотя ресурсы газовых месторождений провинций Джаузджан и Сари-Пуль не впечатляют и составляют по оценке 2009 года около 50 млрд. кубометров, тем не менее, этих запасов будет вполне достаточно для обеспечения устойчивого роста афганской экономики в течение как минимум 10-15 лет, не считая импорта природного газа из Туркменистана.

Строительство нового газопровода наглядно показывает, что вопрос о сооружении ТАПИ назрел, и дальше откладывать его строительство не имеет смысла. Раньше Афганистан рассматривался исключительно как транзитная страна, но теперь возникают перспективы расширения потребления природного газа в самом Афганистане для нужд развития электрификации и промышленности. Северный Афганистан, имеющий крупные водные ресурсы, необходимые для работы тепловых электростанций, расположенный вблизи источников природного газа, вполне может в близком будущем стать крупным энергетическим центром Афганистана, снабжающим электроэнергией район Кабула, Герата, а также ряд экономически важных провинций. В свете этих перспектив ТАПИ можно строить очередями, первая из которых будет ориентирована на снабжение газом Северного Афганистана, а впоследствии газопровод будет продолжен дальше, в восточные провинции Афганистана, в Пакистан и Индию.

Далее, развитие газопроводов и электроэнергетики в Афганистане позволяет, наконец, сдвинуть с мертвой точки крупные горнорудные проекты, такие как разработка меднорудного месторождения Айнак. Китайская компания MCC получила лицензию на разработку месторождения еще в 2007 году, и планировала начать добычу в 2012 году, однако добыча до сих пор не началась. В прессе часто указывалось на необходимость проведения археологических раскопок, но настоящая причина состоит в отсутствии необходимых энергетических мощностей для переработки руды. Добыча меди из руды с содержанием металла в 2% требует больших затрат электроэнергии на дробление породы, производство рудного концентрата, его переплавку в черновую медь. Даже в таком формате производства полуфабриката на вывоз

Страницы: 1 2