Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Постсанкционный Иран и Южный Кавказ: перспективы взаимодействия

21.08.2015

Страницы: 1 2

http://www.caspiania.org
Антон Евстратов

Снятие санкций с Ирана, обрадовавшее население этой страны и друзей иранцев по всему миру, может привести к серьезным позитивным переменам не только внутри Исламской Республики, но и в ряде соседних с ней государств. Южный Кавказ в этом плане – второй регион после Ближнего Востока по степени влияния отмены ограничений в отношении ИРИ. Вне сомнения, Армения, Азербайджан и Грузия не зависят от раскладов вокруг Ирана в той мере, в которой зависят Сирия, Ливан или Йемен. В отличие от последних, Южный Кавказ не обязан ИРИ своей безопасностью, стабильностью, а то и самим существованием. Однако в экономике каждой из южно-кавказских стран зависимость от Тегерана прослеживается. Снятие санкций способно оказать по большей части позитивное влияние на весь регион – несмотря на все его экономические и политические противоречия и даже военное противостояние.

Наиболее тесные связи с Исламской Республикой в экономической сфере имеет Армения. Когда-то ИРИ была вторым экономическим партнером Еревана, однако в последние годы их взаимодействие несколько ослабело. Так, товарооборот между Арменией и Ираном сейчас составляет лишь 291,1 млн. долларов. Причина такой отрицательной динамики – в экономической деградации современной Армении, которая по факту уже не является промышленным государством. Иран же, в свою очередь, заинтересован по большей части в сделках по импорту промышленных товаров. Тем не менее, потенциал для наращивания экономического взаимодействия у ИРИ и РА есть. Во-первых, речь идет о расширении сотрудничества по линии «газ в обмен на электроэнергию». Значимым фактором в этом станет строительство новой, третьей ЛЭП. Общая стоимость проекта составляет 117 миллионов долларов, из которых в середине августа 90,5 млн. пообещала выделить иранская сторона. На данный момент специалисты оценивают время строительства линии электропередач в 18 месяцев. Это – первый серьезный проект, который ускорило снятие санкций с Исламской Республики. Еще одним значимым вкладом в расширение армяно-иранского электроэнергетического взаимодействия станет строительство Мегринской ГЭС. Оно также невозможно без иранского капитала и также предназначено по большей части для обеспечения нужд Исламской Республики. Снятие санкций с Ирана, которое даст ему дополнительные средства, поможет перенаправить большие финансовые потоки в Армению в более краткие сроки, что должно сказаться на скорости и качестве строительства гидроэлектростанции. Но, пожалуй, самым серьезным и перспективным проектом, который может быть реализован между Ереваном и Тегераном, является железная дорога, которая соединит две страны. Ветка Мегри-Севан способна связать иранскую железнодорожную сеть с грузинской, обеспечить дешевый и бесперебойный вывод продукции северо-западных районов ИРИ в Грузию, а оттуда – в Черное море. Единственная загвоздка – цена железной дороги, которая составляет 3,2 миллиарда долларов. Для Армении эта сумма попросту нереальна. Несколько месяцев назад дать деньги отказался также и глава РЖД, неоспоримого монополиста на все армянские железнодорожные сети, Владимир Якунин. По мнению последнего, столь масштабные затраты попросту не окупятся. Однако невыгодным данный проект может показаться для России. Для Армении он сыграет выдающуюся роль в деле модернизации ее транспортной инфраструктуры, а для Ирана существенно расширит возможности для развития неуглеводородного экспорта. В условиях отмены санкций и уже скорого получения 100 миллиардов долларов в виде размороженных зарубежных активов, ИРИ теоретически может «найти» необходимые 3,2 миллиарда на железную дорогу.

Впрочем, крупными проектами взаимодействие Ирана и Армении не исчерпывается. Только за 2014 год армянскую республику посетило около 116 тысяч иранских туристов, которые ищут в ереванских клубах, концертных площадках и супермаркетах то, чего нет на их Родине – возможности свободно и без религиозных ограничений отдыхать и расслабляться. Учитывая, что уровень жизни иранцев уже вскоре должен повыситься, Армении есть смысл ожидать новых туристов. Это — еще большие средства, стимул для развития инфраструктуры и сферы услуг вообще. Кроме того, снятие санкций стимулирует инвестиции в мелкий бизнес. Всего в Армении на данный момент действует примерно 3 тысячи иранских предприятий, по большей части – мелких. Их развитие также напрямую зависит от освобождения ИРИ от санкций. Даже элементарная возможность пользоваться системой SWIFT способно значительно облегчить деятельность иранских бизнесменов в Армении и на всем Южном Кавказе.

Конечно, могут иметь место и негативные моменты. В частности, уменьшение доходов армянских рабочих в России по причине падения цен на нефть (что происходит из-за выхода на рынок энергоносителей Ирана). Между тем, экономика Армении в значительной степени зависит от их

Страницы: 1 2