Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

 В Армении опубликована первая часть проекта конституционных изменений

20.07.2015

Страницы: 1 2 3

http://www.kavkazoved.info
Саркис МАРТИРОСЯН

15 июля, как и было обещано официальными лицами, была опубликована первая часть (главы 1-7) проекта конституционных изменений, подготовленная Специальной комиссией (далее – Комиссией) по конституционным реформам Армении. Предполагается, что остальные части подготовленного пакета будут опубликованы через 2-3 недели. Утверждается, что весь пакет изменений согласован с Венецианской комиссией Совета Европы.

Заметим, что 13 июля должно былосостояться заседание Комиссии, но официальных сообщений об этом заседании не поступало. На следующий день в отставку «по собственному желанию» неожиданно был отправлен министр юстиции Армении Ованес Манукян. Любопытным в этой ситуации является то, что О.Манукян никакой существенной практической роли в подготовке текста конституционных изменений не играл, хотя казалось, что по своей должности обязан был заниматься этим вопросом вплотную. Между тем, его предшественник Грайр Товмасян был одним из самых активных участников этого процесса.

Заметим также, что в состав вышеупомянутой Комиссии, на момент ее создания, входили 9 человек, из них 7 достаточно давно сотрудничают с европейскими (западными) структурами, либо тесно инкорпорированы в них.

Центральной фигурой в комиссии, безусловно, является Вардан Погосян, магистрант Боннского университета, который долгие годы возглавлял ереванский офис германской Gesellschaft fur Technische Zusammenarbeit GmbH (GTZ) – Германское общество по техническому сотрудничеству. Затем он работал в Афганистане и вот теперь вновь вернулся в Армению. Как и в 2005 году, В.Погосян (тогда ему помогали немецкие профессора Дегенхарт и Радкей) занимает не просто активное, а ведущее место в подготовке измененной версии Основного закона Армении. Отметим, что бывший министр юстиции Грайр Товмасян также является «выходцем» из GTZ.

Стоит также заметить, что с самого начала Комиссия не особо скрывала, что свои идеи у неё в дефиците, и она собирается просто переложить на бумагу согласованный с европейскими партнёрами политический заказ президентского дворца.

В начале июля представителями Комиссии было проведено обсуждение с рабочей группой Веницианской комиссии. В ходе этих мероприятий рассматривались вопросы, касающиеся первых трех глав («Основы конституционного порядка», «Основные права человека и гражданина» и название измененной третьей главы «Основные цели законодательных гарантий и политика государства в социальной, экономической и культурной сферах»), а затем и разделов, касающихся формы правления и судебной власти.

Первое ознакомление с проектом представленных конституционных изменений дает достаточно ясное понимание того, что устоявшаяся правовая конструкция управления страной полностью меняется (Армения становится парламентско-президентской республикой).

Философия конституционных изменений сводится к тому, что мандат на управление страной получает не конкретный лидер, избранный в ходе общенародных выборов (как в случае нынешней президентско-парламентской республики), а политическая сила, которая формируется вокруг того или иного политика. Если в действующей Конституции четко очерчено, что вопросы внешней политики и безопасности являются прерогативой президента, то теперь они будут находится исключительно в ведении правительства.

Также нельзя не заметить следующие новеллы:

— прямые президентские выборы ликвидируются, и согласно новому проекту президента избирает коллегия выборщиков, сформированная из представителей парламента и органов местного самоуправления. Таким образом, следующий президент Армении, срок легислатуры которого будет составлять 7 лет, не будет иметь прямого мандата от избирателей;

— сокращен ценз оседлости для будущего президента;

— президент лишен права ветировать законопроекты и решения, принимаемые парламентом;

— численность депутатов парламента будет сокращена со 131 до 101;

— главой Совета национальной безопасности страны будет премьер-министр;

— ценз оседлости для премьер-министра и членов правительства составит 5 лет;

— президент лишен должности Верховного Главнокомандующего, и это понятие в мирное время вообще размыто, оно актуализируется лишь во время войны, когда таковым становится премьер-министр;

— члены Конституционного суда назначаются только парламентом (ранее в этом вопросе имело место разделение полномочий между президентом и парламентом),

— все депутаты парламент избираются исключительно по пропорциональной системе,

— в парламентских выборах предусмотрено проведение второго тура в том случае, если ни одна из политических сил не может получить большинства в первом туре. В этом случае на парламентских выборах происходит второй тур голосования, в котором участвуют две партии (блока) получившие наибольшее число голосов. Что касается этой нормы, то автору статьи неизвестны подобные аналоги в развитых демократических странах. По сути,

Страницы: 1 2 3