Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Что стоит за американской активностью в Баку?

27.07.2015

Страницы: 1 2

Михаил Беляев
специально для «Вестника Кавказа»

Помощник госсекретаря Ричард Хогланд и специальный посланник госдепа по энергетическим вопросам Амос Хохштайн

Уходящий июль ознаменовался заметно возросшей дипломатической активностью США в Азербайджане. За короткое время страну посетили сразу два высокопоставленных американских чиновника — помощник госсекретаря Ричард Хогланд и специальный посланник госдепа по энергетическим вопросам Амос Хохштайн, который в экспертном сообществе известен как один из «могильщиков» российского проекта «Турецкий поток». Примечательно, что, даже несмотря на наводящие вопросы журналистов, представители Госдепа вполне демонстративно воздержались от критики в адрес азербайджанского правительства в связи с арестами некоторых гражданских активистов, до сих пор пользовавшихся поддержкой Запада.   

Глава генштаба Азербайджана Наджмеддин Садыгов выступил, в свою очередь, с предложением о возобновлении американо-азербайджанского военного сотрудничества. Одновременно он призвал Госдеп не вмешиваться в планы кооперации военных, очевидно, намекая на наличие подобных прецедентов в прошлом. Визиты американских представителей и заявление Садыгова активно муссируются в СМИ, которые пишут сегодня о «перезагрузке» в отношениях двух стран. Учитывая то, что американо-азербайджанские отношения в последний год переживали не лучший свой период, вплоть до того, что некоторые наблюдатели заговорили о стратегической переориентации Азербайджана на Россию, недавние визиты американский представителей и потеплевшая риторика с обеих сторон вызывают справедливый интерес.

Некоторые аналитики даже расценили на этом фоне недавний всплеск насилия в зоне нагорно-карабахского конфликта как предупреждение Москвы, недовольной подобным развитием событий. Можно было даже подумать о наличии гипотетической связи между двумя процессами: в прошлом политические сдвиги регионального масштаба не раз откликались эхом на линии фронта. Точно так же, можно было бы расценить и предложение главы азербайджанского Генштаба о возобновлении сотрудничества с американцами как реакцию на предоставление Россией Армении льготного кредита на 200 млн долларов для обновления армии.  Оба предположения, однако, довольно спекулятивны, как и рассуждения о том, что Азербайджан становится «проамериканским». Парой визитов на уровне помощника и спецпосланника госсекретаря вопросы геополитического ориентирования уж точно не решаются.

Более того, политика ни одного независимого государства – а Азербайджан справедливо позиционирует себя в качестве страны с наибольшим уровнем фактического суверенитета на Южном Кавказе –  по умолчанию не может «пророссийской», «проамериканской», «проиранской» и начинаться с приставки «про-» вообще. Она строится на национальных интересах, которые, в свою очередь, диктуют необходимость соблюдения баланса между различными региональными и мировыми центрами. Этот баланс, пока безуспешно, пытается найти и вступившая в ЕАЭС Армения, чьи высокопоставленные представители продолжают рассказывать в европейский столицах о своей тайной «евроинтеграционной» мечте (которую они боятся осуществить, опасаясь навлечь на себя российский гнев). Многовекторную политику пытается проводить и Грузия. Но мириться с потерей контроля над Абхазией и Южной Осетией грузины не собираются, и выправить отношения с РФ в таких условиях представляется едва ли возможным, что делает невозможным и переход от откровенно прозападной к более сбалансированной региональной политике. В отличие от своих соседей, финансово более состоятельный Азербайджан, объявив себя внеблоковым государством, сумел сохранить более существенное пространство для дипломатического маневра.

Следование многовекторной политике во внешнеполитической концепции Азербайджана, заложенной еще во времена экс-президента Гейдара Алиева – не прихоть официального Баку, а вопрос национальной безопасности и геополитического выживания в разрываемом конфликтами регионе, являющимся ареной столкновения интересов мировых и региональных держав.

Говорить о каком-либо заметном американо-азербайджанском сближении после двух визитов и смягчившейся риторики из Вашингтона и Баку, на наш взгляд, преждевременно. Возьмем, к примеру, заявление о возобновлении военного сотрудничества. О какой форме сотрудничества может идти речь? Очевидно,  что США, до сих пор не решившиеся отправлять летальное оружие даже своим горячо поддерживаемым ставленникам на Украине, Азербайджану вооружением не помогут подавно. Современные вооружения Азербайджан закупает, по большей части, у России и Израиля, уже зарекомендовавших себя успешно осуществленными многомиллиардными сделками. Кооперация с американцами может быть выражена в тренингах для

Страницы: 1 2