Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Взаимодействие во имя стабильности: перспективы трехстороннего сотрудничества Ирана, России и Турции

23.06.2015

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ЦПТ «ПолитКонтакт» инициирует проведение международной конференции «Вызовы и угрозы для региональной безопасности на Ближнем Востоке и Кавказе: внешние факторы и внутренние противоречия». В начале этой работы делимся видением ситуации о перспективах теоретически возможного трехстороннего сотрудничества Ирана, России и Турции, которое ляжет в основу концепции предстоящего мероприятия.

Андрей Медведев, исполнительный директор АНО «Центр политических технологий «ПолитКонтакт».

 Вследствие конфликта с США и Германией, предлогом для которого стали противоречия «по украинскому вопросу», Россия оказалась в сложной внешнеэкономической ситуации. Европейские партнеры РФ, сотрудничество с которыми позволяло российским экономическим и финансовым структурам получить доступ к технологиям и финансовым ресурсам, снизили уровень взаимодействия, опасаясь вызвать раздражение Берлина и Вашингтона. Зависимость от взаимодействия со странами Запада превратилась для российской экономики в серьезную проблему, угрожающую стать серьезным препятствием для нормального развития. Поэтому Россия пытается ослабить данную зависимость, усиливая сотрудничество со странами, менее подверженными давлению со стороны США, способными  при проведении внешнеэкономического курса руководствоваться, в первую очередь собственными интересами, а не пожеланиями Запада.

С этой точки зрения особый интерес для Москвы представляет формирование партнерских отношений с державами, претендующими на лидерство в сопредельных с Россией регионах, которые объективно заинтересованы в сохранении (и укреплении) экономической и политической самостоятельности.

В данной связи Россия в последнее время пытается одновременно активизировать сотрудничество в различных сферах с Ираном и Турцией. Однако эффективность данной деятельности зависит не только от результатов двусторонних переговорных процессов, но и от уровня взаимопонимания между Тегераном и Анкарой.  Для Москвы важно, чтобы противоречия в ирано-турецких отношениях не препятствовали взаимному сближению двух потенциальных союзников России. В противном случае союз с одним из них будет восприниматься как альянс, направленный против третьего государства, что, в свою очередь, может превратиться в угрозу для региональной стабильности (не говоря уже о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве).

Поэтому можно с уверенностью сказать, что в отличие от Вашингтона, сделавшего ставку на усиление противоречий между региональными державами, Москва объективно заинтересована в  укреплении  сотрудничества между Ираном и Турцией.

Хотелось бы подчеркнуть, что эта заинтересованность объясняется не только (и даже не столько) соображениями экономической выгоды, но, прежде всего, вопросами региональной безопасности, которые приобретают для России особое значение. При этом в создании в Средней Азии и на Южном Кавказе новой системы региональной безопасности, формирование которой возможно только при сохранении партнерских отношений между Ираном и Турцией, Россия могла бы сыграть роль державы, усиливающей альянс своих потенциальных союзников и способствующей их сближению.

Центральная Азия и Кавказ для России являются наиболее важными регионами Большого Ближнего Востока, дестабилизация которых неминуемо создаст непосредственную угрозу для российской национальной безопасности. При этом Ближний Восток традиционно привлекает особое внимание глобальных игроков, и соперничество между ними накладывается на противоречия между ближневосточными странами, которые часто становятся объектом внешнего воздействия, в том числе открытой военной агрессии. Подобное положение дел ведет к многочисленным конфликтам внутри региона, которые осложняют отношения между государствами Ближнего Востока и мешают построению системы коллективной безопасности даже в относительно спокойных ближневосточных регионах.

Вполне возможно, что западные державы, вмешиваясь во внутренние дела ближневосточных государств под лозунгами их демократизации и либерализации руководствовались благородными намерениями, а не ограничивались реализацией собственных экономических и геополитических планов. Однако нельзя не признать, что вследствие вмешательства внерегиональных государств, прежде всего США и их союзников, за последние несколько лет, прошедших с начала «арабской весны», существенно возросла внутренняя нестабильность обширного (и чрезвычайно важного) макрорегиона. Процессы децентрализации привели к фактическому  распаду Афганистана, Ирака, Ливии, Йемена, Сирии. При этом дестабилизация ближневосточных государств во многом спровоцировала потрясения за пределами региона. Список стран, надолго утративших внутреннюю стабильность, постоянно расширяется, его пополняют ранее спокойные и относительно процветающие государства,  в числе которых оказалась и Украина.

Ведущие

Страницы: 1 2 3 4 5 6