Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

ЦЕНТРЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТУРЦИИ

18.06.2015

Страницы: 1 2 3 4

 

Арестакес Симаворян
Руководитель Арменоведческого центра НОФ «Нораванк»

Системное развитие Центров стратегических исследований1 (ЦСИ) в Турции началось в 1960-е годы2. Пожалуй, в ближневосточном регионе именно у Турции и Израиля наиболее давнишние аналитические центры3. В этих центрах, помимо множества сфер и направлений, исследуют также типологию, стратегические приоритеты, особенности развития ЦСИ Армении и пр.4

Началом бурного периода открытия ЦСИ можно считать 2002г., когда к власти пришла партия «Справедливость и развитие» (ПСР). Геополитические и региональные развития, новые конфликты, всевозможные кризисы и прочие проблемы, а также стремление преодолеть препятствия между практической политикой и академической наукой, воздействовать на людей, принимающих решения, в последнее десятилетие способствовали формированию узкоспециализированных экспертно-аналитических учреждений нового типа. Основная функция турецких ЦСИ – выступать с идеями-предложениями, разрабатывать исходящие из национальной безопасности стратегические программы, нацеленные на развитие видения, прогнозы политического и стратегического значения и, самое главное, довести их до принимающих решения кругов.

Если до распада СССР на внешнеполитическом «рынке идей» оставались единицы ЦСИ, которые занимались доработкой концептуальных и стратегических видений существующих в этой сфере проблем и слабо влияли на властные круги, то сегодня с целью осуществления практической политики государственные органы и другие политические акторы начали пользоваться их разработками и анализами, в частности, в сфере политики и безопасности. С другой стороны, ЦСИ отчасти вносят свой вклад в дело развития и укрепления дипломатических усилий Турции. К тому же, участившиеся визиты руководящих лиц Турции в ЦСИ и выступления там с лекциями становятся неотъемлемой частью их деятельности в этой сфере5.

Для оказания «интеллектуального содействия» государственным чиновникам и налаживания мостов международного сотрудничества с «мозговыми центрами» участились и поездки турецких экспертов в составе государственных делегаций в зарубежные страны. Достаточно отметить, что в последние годы турецкое политическое руководство неоднократно публично подчеркивало значение и роль «мозговых центров» не только во внешнеполитической сфере6.

Согласно исследованиям «2014 Global Go To Think Tank Index Report», сегодня в Турции стратегические исследования проводит 31 центр7. Однако в рамках наших исследований мы насчитали 150 исследовательских центров. Быть может, исходя из собственных методологических критериев, американские исследователи не включили в вышеупомянутый список большинство из них из-за их нестабильной и неэффективной деятельности.

Начиная с 2000г. наблюдается резкий спад показателя ежегодного роста ЦСИ на мировом уровне. В 2004г. он сравнялся с показателями середины прошлого века. Согласно экспертам, это связано с естественной «перенасыщенностью» рынка СЦИ8. Между тем, после 2002г., когда к власти пришла партия Эрдогана «Справедливость и развитие», количество исследовательских структур в Турции резко увеличилось. По нашим расчетам, только в 2002-2014гг. ежегодно учреждалось 2-18 центров (График 1). Такой прогресс в вопросе аналитических структур можно рассматривать как новую развивающуюся отрасль в этой стране.

График 1
Количество учрежденных МЦ (согласно году основания)

Большинство учрежденных в 2002-2014гг. аналитических учреждений проводят исследования в сфере внешней политики Турции. За ними следуют центры, занимающиеся содействием государственной экономической политике. Экспертные оценки и анализы проводятся также в сферах, которым ранее не придавалось значения, либо выполненные ранее в этих направлениях работы считались неудовлетворительными, либо не были созвучны в плане противостояния современным вызовам (в частности, вопросы, касающиеся образовательной, экологической, информационной, общественной сферы, национальной безопасности).

В соответствии с принадлежностью ЦСИ можно разделить на несколько типов:

1. государственные (6, напр., исследовательский центр Большого национального собрания Турции),

2. партийные (4, напр., Фонд политических и социальных исследований),

3. частные (130, напр., Фонд экономического развития и стратегических исследований),

4. филиалы зарубежных центров (9, напр., Фонд Фридриха Эберта),

5. вузовские-академические (напр.,

Страницы: 1 2 3 4