Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Как Туркменистан может изменить тупиковую ситуацию между Россией и Западом

30.06.2015

Страницы: 1 2

Игорь Абрамов
«Mixednews»

В среду российский министр энергетики Александр Новак выразил заинтересованность в потенциальном увеличении импорта природного газа из Туркменистана. В  тот же день парламент Казахстана ратифицировал соглашение о демаркации границы между Казахстаном и Туркменистаном по дну Каспийского моря. Оба эти события на первый взгляд могут показаться маловажными и не взаимосвязанными, однако связь между ними существует и она отражает потенциальную возможность для Туркменистана фундаментальным образом изменить один из важнейших компонентов зашедшего в тупик противостояния между Россией и Западом.
Важность Туркменистана объясняется двумя факторами: его энергетическими ресурсами и географическим положением. Страна производит 77 миллиардов кубометров природного газа в год, из них на экспорт направляются 44 миллиарда кубометров. Запасы природного газа в Туркменистане оцениваются в 17,5 триллиона кубических метров. Это один из наибольших показателей в мире, благодаря которому Туркменистан может превратиться в крупнейшего производителя и экспортера природного газа, способного в будущем стать еще более важным игроком на мировом рынке энергоресурсов.
В то же время, именно географическое положение Туркменистана повышает роль этой страны в противостоянии между Россией и Западом. Расположенная на побережье Каспийского моря между двумя крупнейшими потребителями энергоресурсов на западе и востоке, страна стала ключевым компонентом энергетического маршрута «Южный коридор», которому Европейский Союз уделяет особое внимание как к средству снижения зависимости Европы от российских энергетических поставок. Эта система трубопроводов, предназначенная для транспортирования энергоносителей из каспийского региона через Кавказ и Турцию в страны Европы, явно задумана с целью избежать участия России как в роли поставщика, так и транзитной территории для поставок энергоносителей.
До сих пор Азербайджан остается единственным источником ресурсов «Южного коридора» главным образом через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и Южно-кавказский газопровод, по которым осуществляется транспортировка нефти и газа в течение последнего десятилетия. Однако объемы азербайджанского экспорта в Европу относительно невелики, и даже намеченное увеличение добычи и экспорта благодаря шельфовому газоконденсатному месторождению Шах-Дениз 2, которое вступить в строй 2018 году, может обеспечить рост общего объема поставок лишь на 10 миллиардов кубометров в год. Однако если другой производитель газа, такой как Туркменистан, сумеет подключиться к поставкам в Европу наряду с Азербайджаном, возможность реальной диверсификации источников энергетических ресурсов для Европы станет значительно более реальной.
Эти соображения обусловили интенсивные дипломатические усилия, предпринятые Европой в течение последних месяцев, с целью убедить Туркменистан присоединиться к маршруту «Южный коридор». Европейский Союз в особенности заинтересован в транс-каспийском трубопроводе, который мог бы стать относительно коротким участком, связывающим Туркменистан и Азербайджан через Каспийское море.
Однако, на пути Европы стоят две крупные проблемы. Одна из них – легальный статус Каспийского моря, пограничные споры между пятью прибрежными странами — Россией, Ираном, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Уже в течение десятилетий эта проблема остается крайне болезненной, многочисленные саммиты и встречи пока не привели к каким-либо конкретным подвижкам в направлении достижения многостороннего соглашения. Однако, последние события, включая ратификацию двустороннего соглашения между Казахстаном и Туркменистаном по вопросу о демаркации границы, а также заявления министра иностранных дел Казахстана Ерлана Идрисова о том, что прорыв может быть достигнут во время Каспийского саммита в 2016 году, свидетельствуют о том, что эта проблема, возможно, недолго будет оставаться препятствием для планов Европы.
Другой, более сложной проблемой, является сама Россия. Как и по всей территории Центральной Азии, Москва обладает политическим, социальным, экономическим и военным влиянием на Ашхабад. В сочетании с собственным добровольным изоляционизмом Туркменистана, централизованной политической системой и обеспокоенностью западным вмешательством, давление России сделало Ашхабад осторожным во всех вопросах, касающихся сотрудничества с Европой, особенно по стратегическим проектам, угрожающим интересам Москвы и способным вызвать ее гнев.
Однако, Туркменистан не намерен действовать в интересах России без всяких условий. В отношениях между Ашхабадом и Москвой возникла напряженность после 2009 года, когда в результате аварии на участке газопровода «Средняя Азия – Центр» (САЦ-4) поставки газа из Туркменистана были прекращены на несколько

Страницы: 1 2