НАТО остаётся в Афганистане, чтобы присматривать за Центральной Азией | ПолитКонтакт

Публикации

23.06.2015

Взаимодействие во имя стабильности: перспективы трехстороннего сотрудничества Ирана, России и Турции

ЦПТ «ПолитКонтакт» инициирует проведение международной конференции «Вызовы и угрозы для региональной безопасности на Ближнем Востоке и Кавказе: внешние факторы и внутренние противоречия». В начале этой работы делимся видением ситуации о перспективах теоретически возможного трехстороннего сотрудничества Ирана, России и Турции, которое


Актуально

22.06.2015

Четвёртый Федеральный конгресс по электронной демократии: «Образы будущего – в зеркале цифрового суверенитета…»

Итоговый пресс-релиз 16 июня 2015 года в Москве в большом актовом зале Российской государственной библиотеки при поддержке Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), Общероссийского Совета некоммерческих организаций состоялся Четвёртый

НАТО остаётся в Афганистане, чтобы присматривать за Центральной Азией

14.05.2015

Страниц: 1 2

Подробности: http://www.regnum.ru

В турецкой Анталье прошёл первый день саммита министров иностранных дел стран — членов НАТО, в ходе которого генеральный секретарь Йенс Столтенберг и главы внешнеполитических ведомств 28 стран альянса обсудили перспективы сотрудничества с Афганистаном. На мероприятии также присутствовали глава текущей афганской миссии НАТО «Решительная поддержка» генерал Джон Кэмпбелл, представители ООН, Евросоюза, Японии и Южной Кореи. Как сообщает пресс-служба НАТО, по итогам переговоров Столтенберг отметил, что стороны договорились о сохранении присутствия в Афганистане, в том числе после окончания нынешней, на данный момент уже второй по счёту, миссии. «Наше дальнейшее присутствие будет проходить под гражданским руководством, — уточнил генеральный секретарь. — Миссия будет обладать небольшим влиянием. Но у неё будет и военная составляющая». В переводе с дипломатического языка фразу «военная составляющая» следует понимать как сохранение военного персонала, отказ от участия в военных действиях, передача данной функции афганским силам. Это означает, что в Афганистане останутся военные базы и советники, останется материальное обеспечение, то есть останется военная инфраструктура. Или другими словами все будет, как и прежде. Америки в регионе меньше не будет, что, однако не снимает интереса США в тех процессах, которые там происходят.

Известно, что Вашингтон не имеет привычки объявлять войну: проведя более 200 военных вмешательств по всему миру, Конгресс США при этом объявлял её только 5 раз! Если говорить об Афганистане, то американцам для вторжения в страну никакой договор не потребовался, нужна лишь оккупационная армия под названием «Международные силы содействия безопасности». Однако загвоздка состоит в следующем: страна устроена так, что войти туда можно, а вот выйти оттуда уже несколько проблематично. С этим ранее уже столкнулись британцы. Здесь ни к чему пересказывать историю британской экспансии, но её сухим остатком является то, что после появления государства Афганистан в его нынешнем виде страна пережила три войны с Великобританией. Результаты этих трех англо-афганских войн опровергают заявления о том, что афганцы всегда побеждали иноземцев. Справедливо, однако, то, что чужеземцам всегда приходилось туго, если оккупация этой страны затягивалась на длительный срок. Британцы в конечном итоге поняли это. На своем горьком опыте они пришли к тому, что интервенции должны быть кратковременными, и предпочтительной тактикой является доминирование во внешней политике, а не колонизация, как в Индии.

Если американцы после 14 лет пребывания в стране даже сделают вид, что выходят оттуда (уместно напомнить, что намеченное на лето 2011 г. начало вывода войск из Афганистана США разом перенесли на 2014 г.), они до конца не уйдут, там останутся их военные базы. Маленькие потери США в Афганистане объясняются очень просто — сама территория страны им не нужна, они рассматривают её как плацдарм для подрывной деятельности и для того, чтобы активно развивать там производство наркотиков. Задача решается руками местных полевых командиров. США договариваются с моджахедами, платят им деньги. Те хоть с трудом воспринимают внешнее давление, но всегда готовы принять финансовую помощь. И потом. В Афганистане были обнаружены крупные запасы железа, меди, кобальта, золота, залежи ряда редкоземельных элементов. По оценкам Пентагона, стоимость открытых полезных ископаемых $1 трлн. Отдавать все это богатство в руки нынешнего афганского руководства, которое может быстро слететь после ухода НАТО «до дому», американцы, конечно, не собираются. Богатыми природными ресурсами Афганистана интересуются и другие игроки, в большей степени Китай. Для США вопрос о ресурсах тоже важен, но думается, не в такой степени, как для Китая. Америка рассматривает Афганистан как плацдарм для контроля в пакистано-индийском и иранском направлениях.

В настоящее время мы становимся свидетелями изменения полярности в системе международных отношений: в глобальном плане «центр тяжести» постепенно смещается с Запада на Восток. Развитие событий в Афганистане после 2014 года в геополитическом смысле представляет для центральноазиатского региона особый интерес. Поэтому для США будет важно сохранить военную инфраструктуру в этом регионе. Следовательно, думать о том, что американцы уйдут из Афганистана, как советская армия при Горбачеве, не стоит. Уйдут США из Афганистана не больше, чем они ушли из Германии и Японии спустя 65 лет после окончания Второй мировой войны: в Германии сегодня базируется контингент более 52 тыс. человек, в Японии — более 35 тыс. человек. И когда японский премьер-министр Юкио Хатояма в 2009 г. поднял вопрос о выводе военной базы США с острова Окинава, очень скоро ему самому пришлось «уйти в отставку». Судя по тому, что говорят американские эксперты, скорее всего США займут такую своеобразную позицию, как в

Страниц: 1 2