Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Усиливающийся дефицит воды и снижение качества речного стока усиливают противоречия между странами Центральной Азии, — эксперт

17.03.2015

Страницы: 1 2

Независимая газета // Центральная Азия делит водные ресурсы
Сергей Сергеевич Жильцов, доктор политических наук 

CA-NEWS (KZ) — Вопросы взаимовыгодного использования водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии по-прежнему остаются ключевой проблемой стран региона. При этом они не намерены пересматривать свою политику по данному вопросу. Это подтверждают прозвучавшие в начале 2015 года заявления со стороны представителей Таджикистана и Кыргызстана, в которых они подтвердили планы строительства новых гидроэнергетических объектов на трансграничных реках.

За более чем 20-летний период, который прошел после распада СССР, страны региона не сумели преодолеть противоречия в сфере вододеления. Хотя на первых порах страны региона поддерживали принцип совместного использования водных ресурсов трансграничных рек, что было подкреплено рядом соглашений. Важнейшим политическим шагом стала инициатива первых лиц национальных водохозяйственных ведомств государств Центральной Азии, принявших в октябре 1991 года Ташкентское заявление. Оно стало отправной точкой переговорного процесса между центральноазиатскими государствами в сфере использования водных ресурсов трансграничных рек. Речь шла о совместном использовании водных ресурсов с учетом интересов всех республик. Однако очень скоро оказалось, что каждое из них преследует национальные интересы, мало заботясь о том, как они соотносятся с интересами соседей и влияют на ситуацию в регионе в целом. В 1993 году Узбекистан за долги оставил Кыргызстан без газа. В ответ на действия Ташкента Бишкек осуществил сброс из Токтогульского водохранилища, объяснив это необходимостью производства электроэнергии в зимний период и накопления ее в летний период.

Изменение политики Кыргызстана и Таджикистана в сфере использования водных ресурсов было продиктовано объективными факторами. Разрыв экономических связей между странами Центральной Азии и увеличение стоимости углеводородных ресурсов, необходимых странам верховья, привели к энергетическому кризису в Таджикистане и Кыргызстане. Это усилило их заинтересованность в одностороннем порядке изменить режим работы водохранилищ и использовать водные ресурсы исключительно в собственных интересах. В итоге Казахстан и Узбекистан, находясь в нижнем течении, оказались в сильной зависимости от Кыргызстана и Таджикистана, которые больше обеспечены водными ресурсами и фактически контролируют основные водотоки Амударьи и Сырдарьи – главных водных артерий Центральной Азии. Имея столь мощный рычаг воздействия, Кыргызстан и Таджикистан получили возможность влиять на сопредельные страны: Казахстан, Узбекистан и Туркмению.

Принятые в последующие годы странами Центральной Азии документы не решили проблему распределения водных ресурсов трансграничных рек, поскольку не были подкреплены практическими механизмами компенсаций. Стремление увеличить производство гидроэнергии странами верхнего течения вошло в противоречие с интересами стран нижнего течения, чья ирригационная политика требует иного подхода к использованию водных ресурсов. В свою очередь, страны нижнего течения не готовы были компенсировать потери от изменения режима работы водохранилищ странам верхнего течения, рассчитывая в одиночку решить проблемы в сфере водных ресурсов. Подобные нестыковки и расхождения интересов в использовании водноэнергетических ресурсов периодически обостряли ситуацию в регионе, негативно сказываясь на межгосударственных отношениях. В результате страны, расположенные в верховьях и низовьях трансграничных рек, проводили диаметрально противоположную политику. В то время как страны нижнего течения разрабатывают программы по снижению потребления водных ресурсов и устранению их дефицита, страны верховья пытаются реализовать масштабные планы по строительству новых крупных ГЭС.

В решении водноэнергетических проблем страны региона пытаются выстраивать совместный «фронт» в продвижении новых водноэнергетических проектов, ища поддержку за пределами страны. В сентябре 2014 года эксперты Всемирного банка представили доклад, в котором фактически встали на сторону одной из сторон. В частности, в документе было высказано положительное отношение к проекту строительства Рогунской ГЭС и отмечено, что проект представляет собой наиболее экономичное решение по удовлетворению спроса на электроэнергию в Таджикистане, чем любая альтернатива.

Данная поддержка в основном имеет политическое значение, но никак не ускоряет реализацию проекта. Таджикистан сталкивается с проблемой отсутствия стратегических инвесторов, готовых вложить средства в масштабный, но спорный с экономической точки зрения проект. Отсутствие гарантий возврата вложенных средств и равноправного участия оставляет Душанбе без внешнего финансирования. Это вынуждает власти Таджикистана увеличивать нагрузку

Страницы: 1 2