Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Станислав Тарасов. США больше не интересует лояльность Азербайджана

19.02.2015

Страницы: 1 2

ИА REGNUM

Станислав Тарасов — шеф-редактор Восточной редакции

Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд совершила турне по республикам Закавказья, где провела переговоры с высшим руководством этих республик и главами внешнеполитических ведомств. В составе ее свиты находились представители Пентагона и Европейского командования США, что сразу ставит вопрос о настоящих целях ее визита в регион. Одни эксперты полагают, что Нуланд якобы готовит повестку дня для предстоящей поездки государственного секретаря США Джона Керри. Давно замечено, что они работают в связке, а немецкая газета Die Zeit и вовсе считает, что «Нуланд может стать вероятной преемницей Керри на посту госсекретаря США». Учитывая тот факт, что на постсоветском пространстве Нуланд зарекомендовала себя в качестве одного из «архитекторов» киевского Майдана, к ее визиту в Закавказье стоит приглядеться более внимательно.

Исходная ситуация в регионе выглядит следующим образом. Армения — член ОДКБ, недавно вступила в Евразийский экономический союз. До этого она вместе с Азербайджаном и Грузией вела переговоры в формате «Восточного партнерства», но соскочила в последний момент, в чем США обвиняют европейскую дипломатию. Грузия публично, а Азербайджан вполголоса проводят прозападную политику. При этом между Арменией и Грузией не существует каких-либо серьезных противоречий, грозящих мирному сосуществованию двух закавказских республик, хотя Тбилиси предпочитает гарантом своей безопасности видеть НАТО. Грузию, Азербайджан и Турцию связывает достаточно высокий уровень экономического, военного и политического сотрудничества.

Напомним, что во время переговоров по «Восточному партнерству» армянский президент Серж Саргсян оговаривал в качестве одного из условий принятия статуса ассоциированного члена Евросоюза ратификацию парламентом Турции Цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений между Ереваном и Анкарой, а также открытие границ. Тогда этому помешал Азербайджан, требовавший от Турции связать принятие документа с непременным решением карабахской проблемы по своему сценарию. Вашингтон потребовал от Анкары принять условия Еревана, а также надавил на Брюссель, чтобы тот развел по времени урегулирование кипрской проблемы и нормализацию отношений с Арменией, ускорил процесс интеграции Турции в ЕС и вывел Анкару из позиции заложника внешнеполитических запросов Баку. По имеющейся информации, эту «игру» сломали Париж и (в большей степени) Берлин. Канцлер Германии Ангела Меркель категорически отказалась рассматривать вопрос о членстве Турции в Евросоюзе. Уже в разгар украинского кризиса Нуланд припомнила это Меркель, обозвав канцлера «московской чепухой».

Таким образом, турецкая карта осталась в игре. Об этом свидетельствуют два факта. Первый: Саргсян отозвал из парламента Цюрихские протоколы о нормализации армяно-турецких отношений. Однако отзыв не означает дезавуирование подписи под ними. Второй: на итоговой пресс-конференции в Ереване Нуланд заявила, что «процесс по нормализации двусторонних отношений (имеются в виду турецко-армянские отношения — С.Т.) будет продолжен», и «важно, что Армения не вышла полностью из процесса». Но стремится ли американская дипломатия «отвязать» Цюрихские протоколы от проблемы карабахского урегулирования, на чем настаивает Азербайджан? Начнем с того, что США публично высказывают свою обеспокоенность ситуацией на линии противостояния Армении и Азербайджана в зоне карабахского конфликта устами своих высокопоставленных чиновников, включая сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика, неоднократно призывая Баку и Ереван провести «совместную работу по деэскалации обстановки». Вашингтон намекает на то, что «демократии друг с другом не воюют».

Летом прошлого года посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар на фоне арестов журналистов и оппозиционеров уже предупреждал Баку о возможности реализации сценария «киевского Майдана». Тогда же в Центре Вильсона состоялась дискуссия американских экспертов, которые пришли к следующему выводу: в Армении и в Азербайджане существует тенденция «давления государственной машины на общество», но «в Армении есть влиятельное и относительно бесстрашное гражданское общество», а в Азербайджане «надежды на сохранение демократии значительно меньше». В ходе визита в Баку Нуланд особое внимание уделила общению с представителями гражданского общества, заявив: «Отправлен единый месседж, который заключается в том, что США высоко оценивают сотрудничество с Азербайджаном, которое налаживалось более 20 лет. Мы хотим видеть Азербайджан независимой и демократичной страной». Кроме того, объявлено о создании американо-азербайджанской комиссии по диалогу в области прав человека, демократии и гражданского общества, которая в перспективе может превратиться в «штаб местной демократии», что было

Страницы: 1 2