Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Рукопожатие на миллиард

15.12.2014

Страницы: 1 2

Игорь Ротарь
http://www.rosbalt.ru

По итогам встречи в Ташкенте президентов России и Узбекистана в их присутствии был подписан целый ряд межправительственных соглашений, согласно одному из которых Кремль прощает Ташкенту более $860 млн долга. Его списание снимает запрет, отраженный в российском законодательстве, на оказание военно-технической помощи стране, которая не расплатились перед РФ по своим финансовым обязательствам. И, кстати, Ташкент уже выразил готовность закупить российскую военную технику.

Не исключено также, что, списав долг, Кремль попытался таким образом задобрить партнера и убедить его не перекрывать поставки газа  Киргизии – пожалуй, на сегодня самому надежному союзнику России в Средней Азии.

Киргизия практически на сто процентов зависит от узбекского газа. Регулярное перекрытие вентиля  Ташкентом зимой приводит к тому, что жители  киргизских городов вынуждены жить в неотапливаемых  жилищах при минусовой температуре. Незадолго до визита Владимира Путина в Узбекистан  его помощник по международным делам Юрий Ушаков даже назвал это отдельной проблемой, которую  два президента должны были обсудить. Увы, пока не ясно, удалось ли помочь Кремлю киргизам. По-крайней мере, на  совместной пресс-конференции по окончании переговоров об этом не было сказано ни слова.

Очевидно, что Владимир Путин в Узбекистане применил уже привычную на просторах СНГ тактику:  обретение союзника с помощью денег.  На Украине этот  способ, как известно, не помог.  «Подкупленному» Януковичу пришлось бежать из страны, а пришедшие ему на смену лидеры решили ориентироваться на Запад.

С другими  государствами   СНГ вроде бы получалось лучше. Так, за предоставление существенной скидки Армении на газ — с $270 до $189 за 1000 куб. м — было получено согласие Еревана вступить в Таможенный союз, а потом и в ЕАЭС. Киргизии Россия выделила $1,2 млрд на реализацию «дорожной карты» по вхождению в ТС.  Ранее в обмен на закрытие американской военной базы  Москва списала  Киргизии долг в полмиллиарда долларов и пообещала предоставить вооружение на сумму $1,1 млрд.

Правда, и раньше эта тактика многими называлась спорной,  ну, а сейчас, когда Россия переживает огромные экономические трудности, ее применение, особенно по отношению к такому переменчивому партнеру, как Узбекистан, уже может вызывать и некоторое недоумение. Отношения РФ с этой страной в последние годы были, как известно, разными, но никогда по-настоящему хорошими.

В 2002 г. Узбекистан, несмотря на недовольство России, согласился на размещение у себя американской военной базы. После подавления выступлений в Андижане в октябре 2005 г., когда Вашингтон под давлением правозащитников помог вывезти узбекских беженцев из Киргизии в Румынию, взбешенный Ислам Каримов потребовал вывода из страны американских военных. Москва же, напротив, однозначно  поддержала тогда силовое подавление восстания, после чего и началось постепенное сближение Кремля и Ташкента.

К слову сказать, после этого уже многие политологи в США оценили осуждение  «кровавого подавления мятежа», как ошибку. Корреспондент «Росбалта» в это время был в США и может засвидетельствовать, что в частных беседах многие американские советологи (а именно мнение этих людей определяет во многом стратегию Белого Дома в СНГ) были возмущены «глупым гуманизмом». «Чего мы добились? Что Узбекистан стал больше заботится о правах человека?! Отнюдь нет! Просто теперь там вместо наших советников все решают русские!» — таковы были наиболее распространенные суждения.

Очевидно, что  неожиданное победоносное наступление «Исламского государства», а также опасность прихода к власти талибов после вывода из Афганистана американских войск еще более укрепило американских политиков во мнении, что в нынешней ситуации попросту глупо обращать внимание на далекие от западных стандартов методы правления узбекского лидера.  В конце концов, Вашингтону сейчас важно, во-первых, обезопасить себя от исламской угрозы, а, во-вторых, не позволить Кремлю создать альтернативный Западу блок. И в этой ситуации Белому Дому необходимо добиться максимального сближения с Убекистаном.

Примечательно, что буквально накануне визита Путина в Ташкент там побывала помощник Государственного секретаря США по Южной и Центральной Азии Ниша Десаи Бисвал. По итогам поездки она практически прямым текстом заявила, что благодаря выгодности географического положения и наибольшего по численности из среднеазитских стран населения, именно Узбекистан, является ключевым государством региона. «В качестве страны, которая окружена сушей, Узбекистан как бы является сердцем Центральной Азии… Используя такое положение, Узбекистан может получить очень большие дивиденды от интеграции в регионе. И Узбекистан сегодня играет ключевую роль в построении и

Страницы: 1 2