Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Провалы российской дипломатии на Ближнем Востоке

24.12.2014

Страницы: 1 2 3

Владимир Алексеев,

Специально для Iran.ru

Хорошо известно, что внешняя политика любого государства должна обслуживать в первую очередь интересы его экономического развития и безопасности. И, если она построена на ошибочных оценках и выводах, то ее итоги дают весьма печальные результаты. Более того, иногда и разрушительного масштаба. То, что произошло из-за Украины, – лишнее тому подтверждение. Ведь если бы были правильно просчитаны масштабы, глубина и сроки антироссийских санкций, как Запад может использовать в своих интересах этот фактор, правильно определены те страны, которые примут в них участие, то, скорее всего, тактика и стратегия Москвы по Украине носили бы иной характер. И возникает вопрос – а только ли по Украине имеется такая картина, или ранее уже были подобные «проколы» в других регионах или совершены ошибки в отношении других стран?

Ближний Восток – масса ошибок

Для примера достаточно взять Ближний Восток, где расположены 20 арабских стран, Израиль и Иран. Огромный и богатый регион, связанный с Россией богатой историей всестороннего сотрудничества и взаимодействия. Район крайне важный для Москвы во всех отношениях. С точки зрения экономики, особенно энергетики, безопасности и военного значения. Такие страны, как Египет, Алжир, Ливия, Сирия, Ирак, Йемен были не только в орбите нашего влияния, но и занимали ведущие позиции в арабском и исламском мире, определяя его лицо. А вовсе не проамериканские режимы Саудовской Аравии и Катара, которые при опоре на США за несколько лет фактически уничтожили всех российских партнеров на Ближнем Востоке и усилили присутствие в нем США и Запада в целом.

Только один показатель – объем торгово-экономического сотрудничества РФ с этим регионом едва превышает 12 млрд. долл, что сравнимо разве что с аналогичным показателем с такой страной как Бельгия и в два раза меньше чем с Финляндией. А ведь население Ближнего Востока – почти 300 млн.чел, тогда как Бельгии – всего 8 млн.чел.

Понятно, что развал СССР негативно сказался на сотрудничестве Москвы с Ближним Востоком. Но после этого прошло уже почти 25 лет. И валить все просчеты на это или на бывшего главу МИД РФ А.Козырева с его прозападным уклоном как-то уже не «катит». Зато стоит посмотреть, как Москва строила свою политику на Ближнем Востоке в последние годы. Взять хотя бы «цветные» революции или «арабскую весну». Их жертвой стали именно те страны, которые поддерживали наиболее активные отношения с Москвой и с которыми Россия имела наиболее активные торгово-экономические отношения и ВТС. Египет, Ливия, Йемен, Сирия, Ирак. Сейчас в фокусе атак Запада находится наиболее важная для российских интересов ближневосточная страна – Иран. И что в этих условиях предпринимала и предпринимает Россия?

Если быть откровенным – почти ничего эффективного для защиты собственных интересов. Когда режим Хосни Мубарака трещал по швам, вдруг за два дня до его ухода в Каир прибывает высокопоставленная российская делегация. Зачем? Для участия в его «политических похоронах» и «освятить» победу исламистов? А теперь возьмем Ливию. Здесь действия российской дипломатии вообще выглядят странно. Ради некого консенсуса в СБ ООН Россия сначала пропускает резолюцию, инициированную Западом и Саудовской Аравией с Катаром, ограничившую способность Ливии к обороне от внешней агрессии, подрывающую ее экономический потенциал. А затем, воздержавшись при голосовании другого проекта резолюции Совета Безопасности, Москва, несмотря на печальный опыт с Ираком, дала возможность ввести над этой страной бесполетную зону, что привело в конечном счете к свержению законного ливийского правительства, с котором у России были контракты на многие миллиарды долларов в сфере нефтегазового сектора, транспорта, ВТС. А ведь было хорошо известно, что конфликт в Ливии затеяли аравийские монархии с опорой на НАТО, а вовсе не ливийские власти. Потеряны миллиарды долларов в виде финансово-экономического ущерба нашим компаниям, а кто за это ответил? Никто.

Теперь Йемен. Бывший президент Али Абдалла Салех дружественно относился с РФ, в силу возможностей развивая с нами ВТС и экономические связи. Однако, когда все те же Саудовская Аравия и Катар решили его свергнуть и привести к власти исламистов, Москва фактически молча смотрела на очередную «цветную» революцию и даже участвовала в принятии решений Запада и ССАГПЗ по смещению Али Абдалла Салеха под видом внутрийеменского урегулирования. Лишь недавний приход в Сану шиитских повстанцев-хусистов при поддержке Ирана позволил сорвать американо-саудовские планы по превращению Йемена в свой оплот, что дает России хоть какие-то шансы вернуться в эту страну.

Сирия – еще один пример, хотя здесь было сделано меньше ошибок. Видимо, сказалось то, что в сирийский вопрос вмешался лично президент В.Путин, чтобы не

Страницы: 1 2 3