Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Ислам, евразийская интеграция и угроза экстремизма – в жизни Таджикистана и Центральной Азии. Интервью с экспертом

05.11.2014

Страницы: 1 2 3

Источник: Евразийское развитие

Геокультурные вызовы представляют не меньшую потенциальную угрозу стабильности Центральной Азии, чем политические и экономические. О том, какую роль ислам играет в жизни Таджикистана, на каких основаниях таджикское общество может выстраивать свою наднациональную идентичность и какой ответ должен быть дан на вызов фундаментализма, редакция сайта «Евразийское развитие» беседовала с Абдулвахидом Шамоловым.

Шамолов Абдулвахид Абдуллаевич — доктор философских наук, профессор, Директор Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан

Уважаемый Абдулвахид Абдуллаевич, в чем состоит основное влияние — как положительное, так и отрицательное — ислама во всем разнообразии его форм на современное общество Таджикистана? Можно ли сказать, что рост религиозного самосознания общества является устойчивой тенденцией? Можно ли сказать, что чрезмерная исламизация, особенно — с арабским и иранским влиянием, несет угрозу традиционной культуре Таджикистана, идентичности таджикского народа?

— Спасибо за вопросы!

Естественно, что современный Таджикистан, как и другие соседние республики, чувствует на себе влияние ислама во всем его многообразии, и конечно, это влияние имеет как положительные, так и отрицательные тенденции.

Мы всегда были и остаемся мусульманами. Ислам — неотъемлемая часть нашей культуры, нашей жизни: к примеру, даже самые отъявленные атеисты к старости усаживаются на молельный коврик и задумываются о Боге. Ислам был сохранен народом даже в период, когда он запрещался.

Влияние ислама в плане языка (имею ввиду — со стороны Ирана и персидского языка) я считаю благотворным: таджикский язык продолжает развиваться, углубляться, обогащаться. Разве это плохо?

Но неприемлемо, когда некоторые стремятся перенести это влияние и на религиозную сферу, пытаясь навязать свои религиозные ценности. У нас есть свой мазхаб, ханафизм (основатель его — Имам Аъзам), которым веками руководствовались наши предки. И нам вовсе не нужно сейчас менять всё подряд. В этом плане нам нужно быть больше консерваторами, педантично охранять свой, ханафитский мазхаб от чуждых влияний, и детей воспитывать именно в рамках собственного мазхаба. Ханафитский мазхаб (основной для нашего региона) позволил нашему народу выработать ту толерантность и ту особенность сосуществования рядом с другими народами, которым любой мог бы позавидовать.

Положительное влияние ислама я усматриваю в том, что ислам явился неким стержнем, который не дал народу погибнуть в тяжелые моменты истории. Наш мазхаб позволил, чтобы религиозные и национальные ценности гармонично сосуществовали, и положительным моментом было то, что всегда для таджикского народа важными ценностями были гуманизм, уважение к старшим и снисхождение к младшим, тяга к науке и образованию. Примером тому служит наследие наших мыслителей, поэтов и художников.

Отрицательных же черт в самой религии ислама я не знаю. Некоторые люди, пытаясь объединять ислам и политику, реализовывать собственные политические амбиции, прикрываясь исламом, создают в глазах мирового сообщества негативный имидж ислама. Поэтому вся информация, поступающая извне, должна определенным образом фильтроваться. При этом весьма важно не допускать роста радикализма и экстремизма в обществе, так как они губительны и разрушительны как для отдельной личности, так и для государства и общества в целом.

Влияние со стороны, конечно, существует: избежать его в условиях современных технологий невозможно. Но влияние также может быть различным.

Несут ли влияния со стороны опасность для идентичности? Да, несут. Мне кажется, это — глобальная проблема: вот, в Японии, например, уже давно и серьезно говорят о такой опасности распада национальной идентичности. Здесь на первый план выходят проблемы воспитания детей. Детей нужно правильно воспитывать, в русле многовековых ценностей, а также культивировать в них уважение и терпимость к другим культурам, языкам и религиям. Также детям нужно прививать чувство любви к родной земле, к стране. Огульное же критиканство и нигилизм очень деструктивны.

Радикальные течения ислама в последнее время стали транснациональной силой, на которую опираются мощнейшие террористические организации. Причем, в это движение вовлекается немало выходцев из Центральной Азии. Каким должен быть ответ на эту угрозу: светским или религиозным, национальным или наднациональным?

То, что происходит в мире, это очень сложный процесс. Мы не можем предвидеть завтрашний день. Все проблемы, — возникновение ИГИЛ, война на Ближнем Востоке, проблемы Кавказа, недавно возникшие проблемы в Гонконге, и так дальше, — все они взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Это всё — звенья одной цепочки.

Сегодня в мире полным ходом идет процесс изменения политической карты мира. И это изменение происходит почти по

Страницы: 1 2 3