Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Марат Шибутов: «Караванная экономика всегда была основой нашего региона»

30.10.2014

Страницы: 1 2

Источник: www.caspiania.org

Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов уверен, что чем больше через территорию Казахстана пройдет газопроводов и нефтепроводов, тем лучше. Об этом он заявил в ходе своего выступления на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Расширяя единый рынок: транзитный потенциал Евразийского экономического союза», который состоялся в Алматы.

В реальности у Казахстана нет такого количества грузов, которое бы позволило окупить наши дороги без транзита. Ту же железную дорогу «Казахстан – Иран» или автодорогу «Западная Европа – Западный Китай», значительная часть которой идет по нашей территории, без китайских, российских, европейских грузов мы не сделаем прибыльными. В стране плотность населения и грузоперевозки не настолько большие. Почему Казахстану нужен газопровод, допустим, через Астану в Китай? Потому что параллельно мы газифицируем несколько северных областей. Например, газопровод «Казахстан – Китай» позволил полностью газифицировать Алматинскую, Жамбылскую области и город Алматы. С нашей плотностью населения ряд проблем без транзита не решить.

Как известно, в августе Казахстан предложил россиянам строить газопровод в Китай через свою территорию. Российско-китайский газопровод планировалось провести через Алтайские горы напрямую в Китай, но Казахстан выступил с предложением построить газопровод через Астану и вывести его в районе пограничного пункта Хоргос — Алашанькоу. У нас тут леса нет, есть инфраструктура, и через Казахстан строительство обойдется гораздо дешевле – максимум 5 млрд долларов. И мы будем получать дополнительно за транзит как минимум 300-400 млн долларов, не считая того, что газопровод поможет обеспечить голубым топливом пять областей Казахстана.

Хотел бы привести цифры, сколько Казахстан получает и сколько тратит на транзит. Если взять период с 2002 по 2013 годы, то за это время у нас 5 лет сальдо было положительным, 8 лет – отрицательным, то есть мы платили больше. В прошлом году 2 млрд 286 млн долларов Казахстан получил за транзит через свою территорию, а 2 млрд 268 млн заплатил за транзит по чужой территории. То есть практически «копейка в копейку». В основном мы получаем деньги от транзита российского и китайского газа через нашу территорию – это около 1 млрд 96 млн долларов. Далее идут железнодорожные перевозки – это порядка 850 млн, и 250 млн – это автомобильный транспорт. Меньше всего поступлений от транзита приносит воздушный транспорт – 86 млн долларов.

По импорту немного другая ситуация. Мы платим около 895 млн долларов за автомобильный транспорт, 420 млн – за воздушный, 859 млн – за железнодорожный, 91 млн – за морской. А вот за трубопроводный почти не платим, потому что доводим углеводороды до Самары, а дальше там вступают в дело посредники.

Что касается железнодорожного транзита. У китайцев есть 5 железнодорожных маршрутов, через которые они направляют товар в Европу. Самый большой из них – «Чуньцин – Синьцзян – Казахстан – Россия – Германия». Доставка по нему на 16 суток быстрее, чем отправление из Чунцина через море в Гамбург, но за счет того, что россияне установили высокие тарифы, он не очень выгоден. Поэтому поезд редко пускают – раз или два раза в неделю. Этого мало. То есть препятствие — не столько разница размеров ширины колеи, а высокие железнодорожные тарифы.

В середине октября, когда по приглашению председателя правительства России Дмитрия Медведева в Москву приехал премьер Государственного Совета Китая Ли Кэцян, был подписан меморандум о разработке проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва-Пекин, включающего приоритетный проект высокоскоростной магистрали Москва-Казань. Возможно, в рамках этого проекта после его реализации будут понижать транзитные тарифы, что будет выгодно и Казахстану. У России просто не окажется другого выхода. Какая монополистическая позиция, когда денег нет? У китайцев, вы же сами понимаете, минимальная кредитная линия – 500 млн долларов, то есть речь пойдет о десятках миллиардов.

Я бы также предположил, что если санкционная политика Запада в отношении России усилится, то она будет расширять сотрудничество с Китаем. Соответственно, транспортный коридор заработает, а идет он через Казахстан, который будет получать от транзита более-менее нормальные деньги.

Следующее, что важно – это торговля с Ираном. Причем, Казахстану придется посредничать, чтобы торговля этой страны шла не только с европейской частью России, но и с Сибирью. Допустим, Омск и Новосибирск через Казахстан отправляли бы и получали грузы по новой железной дороге «Жезказган – Бейнеу». Таким образом, транзитный потенциал будет расти за счет улучшения сотрудничества между РФ и КНР, а также Россией и Ираном.

Вспоминаю также проект АО «Казпочта» по организации сухого порта. Есть намерение сделать свое отделение на погранпункте Хоргос и оттуда

Страницы: 1 2