Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

ШОС — возможность для Таджикистана решить проблемы

11.09.2014

Страницы: 1 2 3

Рашид ГАНИ АБДУЛЛО,
специально для Asia-Plus

11 сентября в Душанбе состоится встреча глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В практическом плане для Таджикистана не столько важен сам саммит, сколько возможность для таджикского президента Эмомали Рахмона обсудить с каждым из своих коллег имеющие место быть проблемы в двусторонних отношениях.

… с крупными игроками

ДЛЯ граждан Таджикистана особую важность представляет обсуждение на высшем уровне нынешнего состояния и перспективы развития таджикско-российских отношений, прежде всего, в сфере экономики. Одним из факторов, оказывающих постоянное и существенное, если не определяющее, влияние на развитие страны является трудовая миграция её граждан в Россию.

Согласно данным ФСМ РФ, по состоянию на 4 сентября число граждан Таджикистана, находящихся на территории России, составляет 1 млн. 170 тыс. 403 человека. Ранее, эксперт по проблемам трудовой миграции профессор Рахмон Ульмасов, также ссылаясь на данные ФМС, подчёркивал, что среди этих граждан число тех, кому нет ещё 17 лет, составляет чуть больше 128 тыс. человек. Денежные переводы через банки на родину тех, кто имеет и реализует возможность трудиться в России, составили в 2013 г., по данным ЦСИ республики, примерно $4,2 млрд. Это почти половина таджикского ВВП.

Деньги трудовых мигрантов шли не только по банковским каналам. Трудовые мигранты активно занимались направлением на родину и товарных потоков. Находящиеся в теме люди говорят, что если суммировать переводы трудовых мигрантов по банковским и небанковским каналам, а также стоимость товарных потоков, то общая сумма поступлений от трудовых мигрантов будет составлять около $5 млрд. Если к этому присовокупить то обстоятельство, что деньги трудовых мигрантов активно участвуют, в самых различных формах, в экономической жизни страны, то впору говорить о том, что они составляют не половину ВВП республики, а гораздо большую её часть.

Данная реальность, а также отсутствие на сегодняшний день и на видимую перспективу практической альтернативы денежному потоку из России, как важнейшему источнику поддержания социально-экономической, следовательно, и политической стабильности в республике, предопределяет необходимость концентрации усилий таджикской стороны на обеспечение максимально благоприятных условий для таджикских мигрантов, оказавшихся волею судеб на российских просторах. В частности, очевидным представляется необходимость для таджикской стороны настаивать на предоставлении хотя бы тех льгот, которые предоставлены трудовым мигрантам из Кыргызстана. Например, предоставления 90 дневного безрегистрационного пребывания для граждан республики в РФ. Уж если такая льгота существует для граждан Кыргызстана и, тем более, Украины (её граждане могут без особых проблем пребывать без регистрации на территории России до 270 дней), находящейся в состоянии жёсткой политической конфронтации с Россией, то почему она не может быть предоставлена гражданам Таджикистана, являющегося её основным военно-политическим партнёром в регионе, обеспечивающим её безопасность на южном и юго-восточном направлении?

На фоне соглашений на сумму в $15 млрд., заключённых в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Узбекистан в 2013 г. и в $6 млрд. в ходе визита президента Ислама Каримова в Китай в нынешнем году, гораздо более скромной выглядит динамика развития таджикско-китайских отношений в последнее время. Государственный визит китайского лидера, совмещённый с проведением в Душанбе саммита глав государств ШОС, предоставляет возможность обсудить проблемы дальнейшего развития двусторонних отношений.

В том, что проблемы имеют место быть, сомнений нет. Одна из них далеко не нова. Китай достаточно активно вкладывается в горнодобывающую отрасль таджикской экономики, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры (строительство дорог или их модернизацию, модернизацию и строительство тоннелей и т.д.). Гораздо меньший интерес он проявляет к таджикским инициативам по поводу включения республики в планируемые им проекты строительства трансрегиональной железной дороги. И мягко, но однозначно, уклоняется от какого-либо участия в реализации гидроэнергетических проектов в республике, включая реализацию уже подписанных и одобренных в свое время на всех уровнях китайской и таджикской администраций соглашений о строительстве ГЭС на реке Зерафшан.

Таджикистан крайне нуждается в альтернативном единственному существующему железнодорожному выходу во внешний мир. И в ещё большей степени, в строительстве ГЭС, позволяющих эффективно воспользоваться вторым по величине в СНГ собственным гидроэнергетическим потенциалом. Двусторонние переговоры на высшем уровне предоставляют таджикской стороне хорошую возможность поднять оба этих вопроса. И если на них удастся достичь позитивных подвижек, то их можно будет считать по

Страницы: 1 2 3