Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Северокавказская политика Грузии после прихода к власти команды Иванишвили: ингушское направление

01.09.2014

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Источник: http://www.kazan-center.ru

Автор: Яна Александровна Амелина,
ведущий научный сотрудник Сектора кавказских исследований
Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья
Российского института стратегических исследований

После прихода к власти в Грузии оппозиции во главе с бизнесменом Бидзиной Иванишвили [1] деструктивная деятельность Тбилиси на Северном Кавказе претерпела определенные изменения, касающиеся, однако, не концептуальных основ, а форм и методов работы. Ряд долгосрочных программ, в частности, функционирование «Фонда Кавказа» — главного проводника интересов Грузии на северокавказском направлении — были свернуты, а его преемники пока так и не заработали в полную силу. Однако, несмотря на некоторое снижение накала агрессивно-антироссийской риторики, реалистичности в заявлениях и оценках официального Тбилиси в целом не слишком прибавилось. Как горделиво заявил в октябре 2013 г. на церемонии награждения Орденом Сияния заместителя директора Черкесского культурного центра (ЧКЦ — базовой грузинской структуры по пропаганде т.н. «черкесского вопроса»), политолога Андро Габисония президент Грузии Михаил Саакашвили [2], «Грузия …является окном в Европу для целого Кавказа, и это, я думаю, принесет свои долгосрочные результаты». По его мнению, «всякие попытки восстановления Российской империи обязательно закончатся крахом и империя обязательно закончится» [3]. Несколькими днями ранее сам награжденный в обширном интервью изложил свое видение северокавказской политики Грузии на современном этапе. Он отметил ошибки, допущенные в начале правления команды Иванишвили, связанные с прекращением образовательных программ для кавказских студентов в грузинских вузах и переадресации их в негосударственный сектор. «Некое ослабление государственной политики в направлении Кавказа чревато потерей союзников в регионе, — считает замдиректора ЧКЦ. — …Наверное, действующей власти надо некоторое время для осмысления степени важности этого направления» [4]. Мало изменилась и позиция нового высшего руководства страны. Комментируя перспективы восстановления дипломатических отношений между Россией и Грузией, бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил, что это невозможно, пока «Абхазия и Южная Осетия остаются оккупированными». По его словам, «отделение этих территорий произошло при помощи России, а сейчас, на мой взгляд, это угрожает безопасности самой России». «Северный Кавказ — сложный регион», напомнил Иванишвили, «и не мне вам рассказывать, какие там ежедневные проблемы». «Кремль осознает, что случилось страшное, и не только для Грузии, но и для России», — выразил надежду бывший премьер-министр. Если же этого не случится, «прежние дружеские отношения будет очень проблематично восстановить». «Примиряться за “Боржоми“ и вино мы не станем, — разъясняет Иванишвили. — …Абхазию и Осетию надо вернуть. И мы все для этого делаем» [5]. По мнению министра примирения и гражданского равенства (бывшее министерство реинтеграции) Грузии, политолога Пааты Закареишвили, «реальность такова: Грузия идет в Европу, а Россия теряет свое влияние на Кавказе». По его мнению, абхазы и осетины немногое выиграли от признания их независимости Россией, и «Грузия предлагает им самореализацию в другом формате» [6]. Чтобы по этому поводу не думали грузинские политики, но подобный подход трудно назвать реалистичным. В последнее время в кавказской политике грузинского руководства наметилась ещё одна тенденция. После провала в 2012-2013 гг. международной кампании политизации т.н. «черкесского вопроса», на который возлагали большие надежды не только в Тбилиси, но и в Вашингтоне, грузинские приоритеты в регионе сместились в сторону Ингушетии. Так же, как ранее «черкесский», «ингушский» вектор северокавказской политики Грузии изначально носит антироссийский характер. Очевидна и его антиосетинская составляющая. Пропагандистская основа декларируемого сближения грузин и ингушей формируется Тбилиси на отсылках к совместному историческому прошлому двух народов, тесных культурных и кровнородственных связях между отдельными грузинскими и ингушскими фамилиями, подтверждаемых модными сейчас на Кавказе ДНК-тестированиями [7], а также на факте неучастия ингушей в боевых действиях против Грузии в Абхазии. Значительное место во всем этом играет подогреваемое грузинской стороной постоянное противопоставление ингушей и осетинов, которому она придаёт не только национальный и религиозный, но и мировоззренческий (в силу особой роли Осетии на Кавказе) характер. Трезвый анализ положения дел показывает, что конечная цель тбилисских политиков и пропагандистов — восстановление значительной части ингушского общества против федерального центра под националистическими и сепаратистскими лозунгами, признание т.н. «геноцида» ингушей и максимальная популяризация этой темы в

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12