Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Игорь Шевырёв (Киев): Зачем Турции нужен Таможенный союз

04.08.2014

Страницы: 1 2 3 4

 

Источник: Caspian bridge – информационно-аналитический центр

Россия и Турция создали рабочую группу, которая с сентября начнет изучать возможности присоединения Анкары к Таможенному союзу. Зачем Турции понадобилось вступать в Таможенный союз и какие риски это может повлечь для стран Кавказа и Каспия

Отметим, ранее Анкара уже неоднократно поднимала вопрос о присоединении к Таможенному союзу. Например, предыдущие попытки предпринимались в 2011-2012 годах, когда российский президент Владимир Путин анонсировал создание Евразийского Союза, в переходе как качественно новый уровень евразийского строительства. Отметим также и то, что интересы Турции в ее восточной политике не ограничиваются постсоветским пространством. Так, в 2012 году Анкаре удалось стать партнером по диалогу Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), а годом спустя, в 2013 году, были установлены также стратегические отношения с АСЕАН, перспективным региональным объединением стран Юго-Восточной Азии.

Что касается нынешнего «нашествия» турок в ТС, то момент для этого сейчас подобран оптимально. Хотя зазывали Анкару и раньше. Но сейчас на фоне того как Россия в одиночку держать «круговую оборону» под давлением нарастающего прессинга стран Запада, поддержка Турции для Москвы, действительно, может оказаться очень кстати. Другое дело, в чем суть этой «поддержки» и как она может обернуться для РФ в стратегической перспективе. Турция, прозападная ориентация которой ни у кого не может вызывать сомнений, являясь и полноправным членом НАТО, и участником зоны свободной торговли с ЕС, по-прежнему продвигает собственную стратегию доминирования на евразийском пространстве. Присоединение к пророссийскому проекту ТС только способствует этой турецкой стратегии и способно привести к кардинальной смене баланса сил во всех сопредельных регионах (и на Кавказе, и в странах Средней Азии).

Формальным поводом к началу переговоров по ТС стала двусторонняя встреча министра экономики РФ Алексея Улюкаева и его турецкого коллеги Нихата Зайбекчи, состоявшаяся «на полях» министерского саммита «Большой двадцатки» в Сиднее (19-20 июля). Отметим, что вопрос о присоединении к ТС был инициирован турецкой стороной.

Что конкретно предлагает Турция? Во-первых, Анкара говорит именно о «тесном сотрудничестве», но никак не вступлении в ТС как таковом. Во-вторых, основная тема переговоров – создание зоны свободной торговли между Турцией и Таможенным союзом. В-третьих, турки изъявили желание перейти на нацвалюты во взаиморасчетах в своей двусторонней торговле. Для детальной проработки всех этих, а также некоторых других вопросов Москва и Анкара договорились о создании рабочей группы, которая запланировала собраться на свое первое заседание уже в сентябре нынешнего года.

Безусловно, столь настойчивый интерес Турции к Таможенному союзу говорит в первую очередь о перспективности данного межгосударственного объединения. Что, между прочим, сразу же вступает в некоторый диссонанс с тем категорическим неприятием, которое проявляют по отношению к ТС правящие элиты Киева и Тбилиси. И, безусловно, Анкара, со своей стороны, этот фактор пытается использовать в собственных целях: с одной стороны, играть роль «доброй и сговорчивой» для Москвы на фоне «злобных и бескомпромиссных» Киева и Тбилиси – с другой стороны, укрепиться в роли посредника, фактически уведя из-под контроля РФ ее ближайших соседей. Несмотря на то, что вообще-то за всю многовековую историю русский и украинский братские народы вполне успешно взаимодействовали друг с другом без каких-либо посредников.

Подчеркнем также еще один нюанс: Турция последовательно проявляет интерес именно к Таможенному, а не к Евразийскому Союзу. В то время как, давно не секрет, что ТС – лишь временный промежуточный этап евразийской интеграции, а с мая нынешнего года и далее по нарастающей в актуальной повестке стоит вопрос именно об ЕАС. Так что, большой вопрос насколько искренними являются евразийские устремления Турции, которые как видим, имеют четко обозначенные пределы. С одной стороны, с временным по своей сути Таможенным союзом Анкара еще готова взаимодействовать. В то время как Евразийский союз, наоборот, рассматривается как конкурирующий субъект. Учитывая тот факт, что Анкара имеет собственное видение раскладов на евразийском пространстве, которое по ряду принципиальных вопросов существенно расходится со стратегией Москвы. В итоге, получается, что присоединение к ТС – едва ли не последняя попытка Турции попытаться переориентировать евразийскую интеграцию в свою пользу. Учитывая то, что в дальнейшем, по мере становления Евразийского Союза, это будет сделать гораздо сложнее.

Обратим также внимание на ряд международных контекстов, на фоне которых Турция заявила свои рассматриваемые инициативы.

Первый контекст – с одной стороны, устойчивая тенденция к ухудшению

Страницы: 1 2 3 4