Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Санат Кушкумбаев: «Страны центральноазиатского региона пока не выработали культуру политического компромисса»

30.06.2014

Страницы: 1 2 3 4

Источник: http://www.ipp.kg
Автор: Анна Капушенко

«Пока у элит стран региона нет понимания того, что необходимо сотрудничать постоянно, а не ситуативно», — сказал в интервью IPP Санат Кушкумбаев, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (КИСИ), Алматы.

IPP: Какие факторы влияют на безопасность в Центральной Азии?

Санат Кушкумбаев:  Прежде всего, я бы сказал, что основной угрозой безопасности региона являются внутренние проблемы  стран Центральной Азии. Речь идет, в первую очередь, о внутриполитических рисках, которые связаны с нестабильными политическими системами, отсутствием контроля общества над государством. Отсюда и системные  проблемы – коррупция, экономические, социальные проблемы, масштабная или скрытая безработица и так далее. Нестабильность системы порождает политические проблемы, отсюда и все эти вызовы.

Некоторые эксперты говорят о том, что основной угрозой безопасности региона являются внешние риски и вызовы, но я считаю, что они стоят на втором плане, потому что внутренние риски и вызовы в ближайшей перспективе будут сильнее влиять на ситуацию.

Учитывая специфику, я бы не стал говорить, что есть страны региона, которым  успешно удалось решить внутренние проблемы. Все относительно. Например, внешняя стабильность, в Узбекистане или Казахстане не является однозначным показателем решения основных внутренних проблем. Сравнительно жесткая, авторитарная система управления в Туркменистане также  не говорит о том, что в стратегической перспективе все проблемные  вопросы сняты.

Самый главный тест, который  должны будут пройти страны Центральной Азии – это тест на сменяемость власти. Это процесс должен пройти бесконфликтно, либо, так сказать, с минимальными потерями. Все конфликты, возникшие во время выборного процесса должны  решаться в правовом русле, в рамках  законодательства. В этом плане сейчас, если говорить о среднесрочной перспективе, наиболее ослабленными являются Кыргызстан и Таджикистан в силу того, что в этих странах либо довольно часто происходили перевороты, либо имелся гражданский конфликт, что не могло не оказать влияния на государственную систему. Но с точки зрения стратегической перспективы у Кыргызстана, который уже прошел определенные этапы политической турбулентности, постепенно вырабатывается так называемый «антидот» от наиболее худшего варианта развития событий. В Таджикистане в силу того, что была гражданская война, еще осталось поколение людей, которые полностью стараются дистанцироваться от подобного варианта развития событий. В любом случае следующее поколение, которое забудет о гражданской войне, может вновь обратиться к силовым вариантам, если не сможет решить существующие проблемы. Это повышает риск дестабилизации ситуации в этой стране, а время работает не на нынешние правящие режимы.

По сути, будущая неизбежная смена власти является определенным вызовом для стран региона. Неизвестно будет ли этот процесс проходить бесконфликтно, будет ли он обусловлен правовыми и другими рамками. Здесь важно учесть все правовые аспекты, уровень политической культуры.

Во всех странах региона, как правило, политические элиты стремились к тому, чтобы люди были вне политики, отсюда и неумение договариваться, находить компромиссы. По сути, в странах Центральной Азии отсутствуют институты легитимного, легального представительства населения во власти, существуют либо декоративные, либо не полнофункциональные парламенты, кроме того, партии представляют одного или нескольких лидеров и эти институты не выполняют функций классических партий.

Часто эксперты выделяют религиозный фактор. Опять же он связан с внутриполитическим контекстом. Мы видим это на примере наших соседей. Считается, что в  Узбекистане и Таджикистане религия имеет более глубокие корни и религиозно-политические или псевдорелигиозные группы находятся на периферии общественно-политической жизни. Но в случае, когда люди не видят выхода из сложившейся ситуации, они примыкают к сторонникам радикальных течений, соответственно, их численность увеличивается. Нередко этому подвержены молодые люди, которые оказались на периферии социально-политической жизни. Если и дальше не решать возникающие системные проблемы, то люди будут искать выход в религиозно-политической или псевдорелигиозной сфере. Это напрямую связано с несбалансированной внутриполитической ситуацией. Безусловно, религиозный фактор играет определенную роль, но  все же он второстепенный, потому что основные угрозы связаны с системными проблемами.

Как известно, во многих странах и регионах мира усиливается

Страницы: 1 2 3 4