Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Последствия украинского кризиса для Центральной Азии

11.06.2014

Источник: http://polit-asia.kz
Автор: Павел Дятленко

Украинский кризис кардинально изменил пространство СНГ и ускорил многие политические процессы. Даже если украинский кризис разрешится быстро и дипломатическими мерами, то все равно останутся тектонические изменения в глобальной политике, связанные с ним.
Украинские события влияют на Центральную Азию по 4 направлениям: на центрально-азиатские элиты; на информационное пространство; на межгосударственные отношения внутри региона; на изменения взаимоотношений внешних игроков, имеющих обширные интересы в данном регионе.
Украинский кризис расширил повестку вопросов по сотрудничеству между Центральной Азией и глобальными игроками, актуализировал геополитическую значимость всего пространства СНГ (включая Центральную Азию) в условиях похолодания международной ситуации, что будет использоваться лидерами стран региона для лавирования между внешними акторами ради сохранения нормальных отношений и сотрудничества со всеми. Нельзя исключать угрозы превращения региона в один из театров глобального противостояния. Также в связи с похолоданием международной ситуации происходит объективное ограничение возможностей для внешнеполитической  многовекторности.
Ситуация на Украине заставила элиты центрально-азиатских государств провести переоценку основных угроз и рисков для себя и своих обществ. Возможный распад украинского государства делает возможным дальнейшее изменение границ на пространстве СНГ, что может негативно повлиять на отношения между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном, между которыми существуют неразрешенные пограничные споры.
Политические элиты Центральной Азии беспокоит возможность тиражирования технологий цветных революций, которые в украинском кейсе не только позволили сменить политический режим и связанные с ним группы влияния, но и поставили государство на край гражданской войны и распада. Обеспокоенность элит связана с наличием в недавнем прошлом региона событий, сопоставимых с украинским кризисом (смены режимов в марте 2005 и апреле 2010 годов в Кыргызстане, массовые беспорядки в Андижане и Жана-Озене).
Все это заставит политические элиты в большей или меньшей степени ограничивать в своих странах основные внутренние угрозы –религиозный экстремизм, регионализм, титульный национализм. Отметим, что националисты (а не, как можно было предполагать по опыту киевского майдана 2004 года, либеральные или демократические силы) оказались тараном, сломавшим режим президента Виктора Януковича.
Можно прогнозировать усиление контроля со стороны государств Центральной Азии за неправительственными организациями (особенно связанными с политикой и правозащитной деятельностью), интернетом, социальными сетями, СМИ, финансовыми и миграционными потоками, иностранными образовательными программами по обмену и стажировкам.
Долгосрочное ухудшение отношений с Западом подталкивает российскую элиту к ускорению интеграционных процессов в рамках СНГ (Таможенный союз, Евразийский экономический союз, ОДКБ) и расширению сотрудничества со странами Центральной Азии, которые готовы участвовать в интеграционных процессах. В определенной степени это повторение геополитического маневра, который был успешно осуществлен Российской империей во второй половине XIX века для восстановления утраченных после поражения в Крымской войне внешнеполитических позиций.
Дестабилизация Украины может привести к вытеснению Китая из Украины и всей Восточной Европы, что заставит Пекин акцентировать свое внимание на приграничных странах, включая центрально-азиатские республики.
Центрально-азиатский регион имеет большое значение для китайской экономики, так как используется в качестве безопасного и альтернативного Юго-Восточной Азии транзитного коридора, источника дешевого сырья и рынка сбыта. Также хорошие отношения со странами Центральной Азии являются одним из необходимых условий для сохранения стабильности в СУАР, который стратегически важен для КНР.
Учитывая похолодание в международных отношениях и противостояние Запада и России, Китай может использовать сложившуюся ситуацию как подаренный ему историей шанс для наращивания своего экономического влияния и геополитического присутствия в Азии. Тем более что элиты центрально-азиатских стран будут с большей осторожностью относиться к любым западным и международным инвестициям, кредитам и грантам, получение которых зачастую обременено политическими условиями.
Возможные негативные последствия от украинского кризиса для стран Центральной Азии (через косвенное влияние экономических санкций против России; потенциальное сокращение денежных переводов от трудовых мигрантов, связанное с замедлением российской экономики) могут быть перекрыты за счет растущих инвестиций со стороны России и Китая.
Из-за украинского кризиса и его долгосрочных последствий США сохранят свое заметное присутствие в Центральной Азии. Его целью будет противодействие расширению влияния России и Китая в регионе, развитию евразийской интеграции.
Осторожные публичные заявления по поводу украинского кризиса, озвучиваемые в центрально-азиатских республиках, связаны с беспокойством о внутренней стабильности, стремлением сохранить хорошие отношения со всеми глобальными акторами и пространство для дипломатических действий, неопределенностью и многовариативностью дальнейшего развития ситуации на Украине.