Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Андрей Девятков: «Европейский выбор» Молдовы: международный и внутренний контекст

27.06.2014

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Специально для портала «Перспективы»

Девятков Андрей Владимирович – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры новой истории и международных отношений Тюменского государственного университета.

Молдавия на протяжении нескольких последних лет считалась в ЕС примером успеха программы Восточного партнерства. Брюссель приложил немало дипломатических и финансовых усилий, форсируя сближение этой страны с Евросоюзом. Однако «путь в Европу» оказался для Кишинева гораздо более сложным, чем представлялось. В стране наблюдается внутренний раскол по вопросу о фундаментальных ориентирах внешней политики, который усугубляется геополитическими противоречиями вокруг будущего Республики Молдовы на уровне отношений ЕС ‒ Россия.

«Европеизация» Молдовы давно стала элементом политико-идеологических дискуссий вокруг судеб постсоветского пространства в целом. В этом контексте сущность происходящих процессов часто редуцируется. Факты подбираются так, чтобы либо обосновать провал идеи интеграции Молдовы в ЕС, либо показать, что этот путь является естественным выражением национальных интересов этой страны. Но прежде всего необходимо разобраться, о какой «европеизации» идет речь, как повлияли на «европейские перспективы» Молдовы ключевые для региона события 2013 г. — первой половины 2014 гг. – Вильнюсский саммит и украинский кризис, и какие факторы действуют против «европейского выбора» Кишинева. Все это приобретает особую актуальность в связи с приближающимися парламентскими выборами в Молдове, которые пройдут в ноябре 2014 года.

Первичный вариант проекта евроинтеграции

С расширением Европейского союза на восток в 2004‒2007 гг. на его восточных и южных границах оказались страны, являющиеся, согласно официальным декларациям ЕС, источниками разнообразных угроз, особенно в области «мягкой» безопасности (нелегальная миграция, организованная преступность, «замороженные конфликты» и т.д.). Была провозглашена так называемая политика соседства в отношении государств Восточной Европы и Средиземноморья. Слабости этой политики заключались в отсутствии дифференциации между «странами соседства» и в малообоснованной надежде Евросоюза на автоматический трансфер норм и практик «good governance» («хорошего управления») в эти страны, причем без серьезных обязательств со стороны Брюсселя.

Уже к 2008 г. стало понятно, что необходимы и более серьезная дифференциация «соседства», и выработка системы стимулов для государств-соседей. Отдельные страны ЕС увидели в этом возможность закрепить за собой ту или иную нишу в рамках политики соседства. В европейском дискурсе, особенно в связи с «цветными революциями», усиливался акцент на восточном направлении, которое стало постепенно рассматриваться как зона прямой ответственности ЕС [1]. Появились французский проект «Союза для Средиземноморья» и польско-шведское предложение по созданию Восточного партнерства. Во втором случае наметилась даже конкуренция между инициаторами проекта и Германией, традиционно значимым игроком в Восточной Европе, которая предпочла действовать во многом с оглядкой на позицию России.

Российско-грузинский военный конфликт 2008 г. усилил интерес государств-членов ЕС к Восточному партнерству. Польско-шведское предложение, опубликованное еще в июне 2008 г., приняли на общеевропейском уровне. Оно предусматривало, что «альтернатива более глубокой интеграции с ЕС должна быть распространена на всех восточных соседей» [2]. В сфере сотрудничества по внутренней безопасности в качестве долгосрочной цели был обозначен безвизовый режим, а в качестве краткосрочной – подписание соглашения об упрощении визовых процедур. В экономическом плане планировалось создание «углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли» (Deep and Comprehensive Free Trade Area, DCFTA) между отдельными странами Восточного партнерства и ЕС. Этот торговый режим предполагал имплементацию восточными странами-соседями европейского законодательства в сфере таможенного регулирования, сертификации продукции, защиты интеллектуальной собственности, антимонопольной политики и т.д. Планировалось также объявить о создании политической ассоциации, которая бы закрепила привилегированный статус отношений между ЕС и странами Восточного партнерства.

Для Молдовы DCFTA может иметь крайне противоречивые последствия. Изначальная позиция Брюсселя – добиться максимальной либерализации молдавского рынка для европейских товаров при сохранении системы квотирования молдавского экспорта по некоторым ключевым для страны сельскохозяйственным товарам (фрукты и овощи, мясомолочная продукция) [3]. Квоты на сельскохозяйственную продукцию, установленные в соответствии с нынешним соглашением, резко ограничивают молдавский экспорт: так, в ходе парламентских дебатов по соглашению об ассоциации было указано, что ЕС позволяет Молдове

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9