Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Геополитические последствия процесса евразийской интеграции для Ближнего Востока

02.01.2014

Страницы: 1 2

Политолог Юрий Шевцов.

Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии возник недавно, однако есть прецедент такого союза, на примере которого мы можем примерно видеть основные тенденции развития стран-участниц Таможенного союза трех стран, если не произойдет политического форс-мажора. Это — Союзное Государство России и Белоруссии, созданное в 1999 году. Белоруссия и Россия имеют в рамках СГ таможенный союз.

Таможенный союз трех — это во многом повторение для трех стран того пути, которым давно идут Россия и Белоруссия. На примере СГ мы можем видеть основные проблемы, которые предстоит решить трем странам в рамках Таможенного союза и основные ожидаемые результаты евразийской экономической интеграции. Также надо отметить, что заключение Таможенного союза трех позволило убрать некоторые важные для Белоруссии изъятия из Таможенного союза, который существует у Белоруссии с Россией в рамках СГ. Это — прежде всего, введения для Белоруссии цен на газ на уровне одного из северных регионов России и ликвидацию таможенных пошлин на российские нефть и нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию.

В результате существования обоих таможенных союзов между Россией и Белоруссией последняя смогла сохранить свою перерабатывающую экспортно-ориентированную крупную промышленность, а также — перейти к широкомасштабной модернизации этой промышленности. Белорусские производители на равных ныне конкурируют с российскими производителями на одном большом рынке, по сути, на рынке России. Белорусские производители также получили преимущества в конкурентной борьбе за присутствие на рынках соседних стран, которые входят в Таможенный союз.

Это позволило Белоруссии резко нарастить экспорт ряда товаров за пределы Таможенного союза. Прежде всего, нефтепродуктов на Украину и в страны-члены ЕС. За три последних года нефтепереработка в Украине почти исчезла, не выдержав конкуренции на своем же рынке с продукцией белорусских и российских НПЗ. Белоруссия получает высокий профицит в торговле с Европейским Союзом за счет экспорта в страны ЕС прежде всего продукции нефтехимической промышленности. Этим профицитом покрывается отчасти дефицит в торговле с РФ, обеспечивается программа тотальной технологической модернизации промышленности. Нефтеевро перекачиваются в иные сектора экономики.

Развитие Таможенного союза трех стран и его перерастание в Евразийский Экономический союз, а также его расширение за счет Киргизии, Таджикистана и Армении создаст в этих странах такие же условия для успешных инвестиций в те сектора, которые зависят от цен на энергоносители. У инвесторов возникнет смысл серьезно размышлять об инвестициях в переработку, что должно постепенно создать новые рабочие места в этих странах и сдержать отток населения в Россию.

С другой стороны, очевидно низкие цены на российские энергоносители по сравнению с ценами на энергоносители на рынках некоторых соседних государств создают перспективы к повышению конкурентоспособности промышленных товаров стран-участниц ТС на рынках ряда соседних государств. Для Армении такими рынками являются Грузия, Турция, отчасти — Иран. Для Киргизии и Таджикистана — теоретически — рынки Синьцзяна (КНР), Афганистана, Узбекистана.

Ни одно иное интеграционное объединение, кроме ТС, не дает перспектив этим странам сохранить или возобновить индустриальный характер своих экономик. Например, курс на ассоциацию с ЕС, как демонстрирует пример Украины, влечет за собою резкое падение конкурентоспособности национальной промышленности и разрушение целых ее отраслей.

Страны-участницы ТС становятся привлекательными для крупных инвестиционных проектов, ориентированных на рынки соседних стран. Пример Белоруссии показывает, что членство в едином ТС с Россией резко повышает привлекательность ее территории для крупных инвестиционных проектов при опоре на внешние инвестиции. В ряде случаев это влечет за собою перспективу кардинального изменения всей региональной геополитики в регионе, где расположена Белоруссия. Такие же позитивные последствия неизбежны и для других стран-участниц ТС.

Наиболее крупными проектами, которые стали возможны после заключения ТС в Белоруссии стало строительство атомной электростанции и возникновение, начало реализации китайско-белорусского индустриального парка.

Белорусская АЭС не только дает заметные экономические плюсы белорусской экономике. АЭС также, не исключено, будет расширяться. Уже прозвучали заявления руководства «Росатома» и президента Белоруссии о возможности превращения ее в экспортно-ориентированную станцию, о строительстве на ней более чем двух энергоблоков. Таким образом, ТС сделал возможным беспрецедентный в истории всей восточной Европы проект превращения Белоруссии в важный источник генерации энергии регионального значения. А где энергия, там и политика. ТС сделал возможным обсуждение вопроса о региональном лидерстве Белоруссии в своей части

Страницы: 1 2