Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

«Призрачный» успех переговоров в Женеве

06.12.2013

Страницы: 1 2 3 4

Тегеран выторговал у Запада свои 5 процентов

Владимир Евсеев

В Женеве прошел третий при президенте Ирана Хасане Рухани раунд переговоров «шестерки» (пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии) с Ираном. В них приняли участие министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Джон Керри, руководители внешнеполитических ведомств Великобритании, Германии, Франции и Китая. Таким образом, раунд, изначально проходивший на уровне заместителей министров иностранных дел, вышел на министерский уровень.

В женевском отеле «Интерконтиненталь» прошел ряд двусторонних и многосторонних встреч, в большинстве которых приняли участие верховный представитель Европейского союза (ЕС) по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и министр иностранных дел Исламской Республики Иран (ИРИ) Джавад Зариф.

Накануне этого раунда переговоров позиция Франции по иранской ядерной проблеме существенно смягчилась и перестала отличаться от американской. Это проявилось во время визита в Израиль президента Франции Франсуа Олланда, состоявшегося как раз в тот период, когда в Женеве шли переговоры «шестерки» по иранской ядерной проблеме.

Итогом переговоров стало подписание промежуточного соглашения в виде «Совместного плана действий», которое определило как первоочередные, так и заключительные шаги ИРИ и Запада по урегулированию иранского ядерного кризиса.

СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Принятие «Совместного плана действий» не привело к стратегическому прорыву в разрешении иранского ядерного кризиса. Это больше тактический успех, так как указанный документ не основывается на российском принципе «поэтапности и взаимности». Конечно, в нем есть два этапа: начальный и конечный, но отсутствует «дорожная карта» движения по этому маршруту. Как будет отмечено далее, нет в этом документе и взаимности.

Сама возможность подписания указанного документа была выработана в ходе продолжительных американо-иранских переговоров накануне открытия в конце сентября 2013 года 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. По некоторым данным, в султанате Оман уже после избрания Хасана Рухани президентом ИРИ было проведено пять встреч представителей указанных государств. С американской стороны в них принимали участие заместитель государственного секретаря Уильям Бернс и советник вице-президента по международным делам Джейк Силливан. В ходе проведения таких встреч обсуждалась не только ядерная проблема, но и вопросы региональной безопасности. Как следствие, Тегеран согласился на осуществление по собственной территории транзита американских грузов в интересах группировки иностранных войск, действующей в Афганистане. И первый такой транзит в виде контейнерных грузов уже был осуществлен.

Следовательно, нынешнее соглашение по ядерной проблеме носит не многосторонний, а больше двусторонний (американо-иранский) при российском посредничестве характер. Его появление во многом обусловлено неспособностью Вашингтона решить афганскую проблему. В таких условиях разрешение ядерной проблемы в принципе не может быть достигнуто. Вместо этого возможно лишь ослабление ядерного кризиса.

С другой стороны, «Совместный план действий», по сути, является ультиматумом ИРИ, который был принят. Причина такого шага состоит в том, что иранскому руководству по внутриполитическим причинам было необходимо ослабить чрезвычайно болезненные финансово-экономические санкции, введенные Западом против ИРИ. В результате Тегеран принял жесткие требования, особенно в отношении мониторинга иранских ядерных объектов. В частности, ИРИ теперь обязана обеспечить ежедневный доступ инспекторов МАГАТЭ на предприятия по обогащению урана в Фордо и Натанзе, где устанавливается аппаратура постоянного наблюдения за количеством расщепляющегося материала. На регулярной основе инспекторы Агентства получают доступ к объектам, где собираются газовые центрифуги, местам производства их компонентов и складирования, а также к урановым шахтам и заводам по производству уранового концентрата. Ранее места производства газовых центрифуг, добычи урана и производства уранового концентрата находились вне поля зрения инспекторов МАГАТЭ.

Тем не менее реализация первого этапа «Совместного плана действий» повысит уровень взаимного доверия, которого так не хватало сторонам на протяжении всех лет переговоров. Иранская ядерная программа станет и более прозрачной для международного сообщества. Кроме того, в течение трех месяцев Тегеран должен представить МАГАТЭ обширную информацию по всем ядерным объектам с детализацией по каждому зданию (сооружению). В первую очередь это касается строящегося с сентября 2004 года в Араке исследовательского тяжеловодного реактора IR-40, который может нарабатывать ежегодно 9 кг плутония. Этого достаточно для изготовления одного ядерного боезаряда, но требует создания

Страницы: 1 2 3 4