Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Коллективная проблема

17.12.2013

Страницы: 1 2

Олег Горбунов

Во имя достижения стабильности в Афганистане и Москва, и Пекин готовы заплатить при условии сотрудничества с другими глобальными игроками

В Москве состоялся международный семинар «Как должно строиться сотрудничество между РФ и НАТО по Афганистану в 2014 году и после?», который провели ПИР-Центр и информбюро НАТО при участии представителей МИД России из второго департамента Азии. Позиции сторон выявили удивительный факт – несмотря на военную помощь России, которую она оказывает НАТО в афганской проблеме, оба игрока имеют не только разные представления о будущем этой страны, но и разные оценки нынешней ситуации, сложившейся непосредственно перед выводом коалиционных войск из страны в начале 2014 года.

Так, представители российского МИДа пытались убедить американскую сторону в том, что сотрудничество по Афганистану должно быть активизировано из-за роста влияния талибов и дестабилизации остановке в стране в целом. Поэтому необходимо задействовать региональные рычаги поддержания мира в регионе, которые использует Москва, к примеру, Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Однако такой «пессимистичный» подход не нашел поддержки у представительства НАТО в Москве, которые считают политическую и экономическую ситуацию «не такой мрачной», позиции талибов – ограниченными, а их влияние на происходящее в Афганистане – «не очень значительным».

Со стороны, учитывая растущее количество сообщений о насилии в этой центральноазиатской стране, кажется, что НАТОвцы стараются сохранить хорошую мину при плохой игре. Войска Альянса уже практически рассаживаются по самолетам, а вместе с тем, до сих пор не заключено соглашение с администрацией Хамида Карзая о статусе американских военных и дипломатов, которые должны остаться в стране для поддержания мира и обучения афганской армии и сил правопорядка. Однако Запад выдвинул такие условия афганскому президенту (полная дипнеприкосновенность для более чем 50-тысячного корпуса американских военных и гражданских сил), которые не позволяют достичь компромисса в ближайшей перспективе.

В итоге получается, что США оставляют Афганистан фактически в том же положении, что и Советский Союз перед крушением режима Наджибуллы, который недолго продержался после вывода иностранных военных. Поэтому Москва всерьез опасается резкого роста террористической деятельности талибов и дестабилизации Афганистана. В результате на карте мира появится еще одно «несостоявшееся государство» — «гнездо терроризма». Это угрожает российскому «подбрюшью», а именно Таджикистану, Киргизии и Узбекистану усилением радикальных исламских организаций. России такая дестабилизация не нужна, поэтому она хочет найти с Вашингтоном компромиссные формы контроля над ситуацией в Афганистане.

Но, судя по американской реакции на российскую озабоченность, эти усилия пропадут втуне. От Афганистана отмахнулись, как от назойливой мухи, выкачавшей из Соединенных Штатов несколько триллионов долларов и не принесшей ровным счетом ничего, кроме расползания террористов в Пакистан, усиления наркотрафика, цинковых гробов солдат НАТО и десятков тысяч жертв среди мирного населения. Вместе с тем, Россия пока также не имеет действенных рычагов воздействия на обстановку в Афганистане. Так, проблема для ОДКБ заключается в том, что эта структура не предназначена для масштабных или затяжных локальных боевых операций. До сей поры функционал Организации ограничивался лишь силами быстрого реагирования, а также борьбой с наркотрафиком. Кроме того, сама ОДКБ признает, что не сможет подменить НАТО в ее миссии в Афганистане, когда международный контингент уйдет из этой страны. Значительным сдерживающим фактором является память об окончившейся неудачей десятилетней операции Советского Союза в Афганистане, которая принесла более 14 тысяч жертв убитыми и еще несколько десятков тысяч ранеными.

Кроме того, ни Россия, ни какая-либо другая страна не готовы в одиночку взять на себя расходы по поддержанию мира в этой нестабильной стране. Даже сами американцы отказываются платить президенту Хамиду Карзаю за продолжение сотрудничества, поскольку тот не готов создать им требуемые условия для пребывания американских войск на афганской территории. Альянс еще в середине 2000-х готов высказывал мысли о возможности передачи афганских забот другим механизмам – либо ограниченному контингенту своих вооруженных сил, либо Шанхайской организации сотрудничества.

Тем не менее, и Китай, и Россия заинтересованы в стабильном и прогнозируемом Афганистане, который не является для них ни террористической, ни наркотической угрозой. И во имя достижения этой цели Москва и Пекин готовы заплатить при условии сотрудничества с другими глобальными игроками. Однако пока НАТО в вопросе сотрудничества с ШОС, точнее – его военной компоненты, представленной в основном соединениями вооруженных сил

Страницы: 1 2