Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Михаил Конаровский: Афганистан и Центральная Азия — вызовы после 2014 года и интересы России

08.10.2013

Страницы: 1 2 3 4

Источник: ИА Регнум

России следует всемерно избегать какой-либо односторонней силовой вовлеченности во внутриафганские дела. Об этом в своем докладе для конференции «Средний Восток и Центральная Азия в общем геополитическом пространстве«, которая пройдет в Алма-Ате 11 октября, рассказывает один из приглашенных участников, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации, кандидат исторических наук, Михаил Конаровский. Организаторами конференции выступили Общественный фонд Александра Князева; Афганский центр «Ариана»; Факультет международных отношений КазНУ им. аль-Фараби (Казахстан); Центр Германских исследований; Восточное бюро ИА REGNUM; Информационое агентство «ИнфоРос»; Интернет-портал «Радиоточка» (Казахстан), Интернет-портал Zonakz.net.

ИА REGNUM на правах партнера конференции публикует полный текст доклада, представленный автором.

После падения в 2001 году режима талибов в Афганистане мировое сообщество проявляло излишний оптимизм, полагая, что афганский кризис, наконец, разрешен. Все, однако, пошло по иному сценарию, хотя, в принципе, именно такого развития событий, какое мы наблюдаем сейчас, и можно было ожидать, исходя из опыта исторических реалий этой страны. Более чем десятилетнее пребывание иностранных войск и массированные внешние финансовые вливания не смогли обеспечить устойчивых военно-политических и экономических позиций новой власти в Кабуле и подорвать влияние ее вооруженных оппонентов. Не достигнув поставленной цели, в 2011 года НАТО начало постепенный вывод контингентов, который должен быть завершен к концу 2014 года.

По мере приближения этой даты в экспертном сообществе активизируется обсуждение различных сценариев возможного развития обстановки в ИРА и ее влияния на соседние регионы, прежде всего, на Центральную Азию. Превалирует понимание, что без умиротворения в этой стране и вывода афганской проблемы из нынешнего тупика будет практически невозможно обеспечить стабильность и безопасность в этой части континента. Обстановка в Афганистане после 2014 года будет оказывать самое серьезное влияние на регион, причем, в значительно большей степени, чем то, которое наблюдалось в период активного пребывания в стране иностранных войск. С активизацией в последнее время деятельности в северных анклавах ИРА Центрально-Азиатских, связанных с движением Талибан военно-политических группировок, можно ожидать продолжения такой активности и после 2014 года. Пока трудно предсказать, насколько эффективной будет такая деятельность, однако то, что она будет иметь место, совершенно очевидно.

Общая ситуация в Афганистане в новой конфигурации и возможная дальнейшая дестабилизация обстановки в стране, неизбежно (через Центральную Азию) окажет влияние и на Россию. Чем радикальнее будет режим в Кабуле, тем более негативным способно стать такое влияние. Дополнительной питательной средой для этого может оказаться и перманентно возрастающее количество в РФ нелегальных мигрантов из Центральной Азии. Уже сейчас на российской территории участились случаи вербовки наемников и создания нелегальных центров распространения исламистских идей экстремистского содержания. При этом, явно несостоятельными являются пробрасываемые иногда наблюдателями тезисы о, якобы, умышленном преувеличении в России такой опасности в стремлении обеспечить себе дополнительное влияние в регионе.

В этом же контексте, можно обобщить несколько выделяемых аналитиками сценариев развития обстановки в Афганистане после вывода иностранных войск. К наиболее оптимистичному относят сохранение власти нынешним режимом и его способность обеспечить в стране общую стабильность. Такое развитие, безусловно, представлялось бы наиболее желательным для Кабула и всего регионального и международного сообщества. Сторонники этой позиции утверждают о вполне благоприятных внешнеполитических условиях для реализации этого сценария, которые коренным образом отличаются от ситуации перед выводом советских войск в 1988 — 1989 годах. В ее пользу приводятся и мероприятия по стабилизации позиций центральной власти, в том числе по формированию афганских национальных сил безопасности (АНСБ). Вместе с тем, представляется несколько поверхностным тезис о том, что все эти новые

Страницы: 1 2 3 4