Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

БРИКС делает еще один шаг в сторону от доллара

18.03.2013

Источник: Сайт «Война и Мир»

На геополитическом фронте разворачивается невидимая интрига. Страны БРИКС в марте готовятся к учреждению собственного Банка развития, который бы кредитовал инфраструктурные проекты объединения, минуя промежуточную стадию в виде американского доллара. Если учесть, что на долю входящих в БРИК стран приходится 14,6 % мирового ВВП, событие весьма нетривиальное. Аналитики предполагают, что к середине XXI века суммарный объем экономик государств-участников БРИКС превысит идентичный показатель «Большой семерки» развитых стран Запада.

Каждый из членов БРИКС уже считается признанным в современном мире лидером в той или иной отрасли или научной сфере. Россия вошла в число неоспоримых авторитетов в вопросах освоения космоса и атомной энергетики, Китай стремительно выходит в лидеры в области разработки и производства электроники, Индия – фармацевтический гигант, ЮАР и Бразилия являются флагманами сельскохозяйственного сектора и развития биотехнологий, соответственно. БРИКС все отчетливее выдвигает на первый план торгово-экономические приоритеты, стремясь обрести удержать и укрепить свои экономические достижения.

Ежегодные саммиты и деловые форумы БРИКС способствовали консолидации усилий, выработке совместных программ развития и принятию мер по значительному увеличению общего объема торговли, достигшего в 2012 году $ 340 трлн. Всего БРИКС провел четыре встречи на высшем уровне, обсуждая меры по исправлению дисбаланса в глобальной политической и экономической обстановке в пользу развитых стран мира. В течение пяти лет БРИКС последовательно продвигался по пути создания собственного общего финансового института, не взирая на сомнения и скептицизм западных аналитиков.

Первый саммит, состоявшийся в 2009 году в Екатеринбурге, на фоне поиска пути преодоления последствий мирового экономического кризиса сразу же приступил к разработке совместных инвестиционных проектов. На втором саммите, прошедшем в 2010 году в столице Бразилии, после обсуждения проблем четырехсторонней торговли был сделан следующий шаг: подписан ряд важных соглашений между финансовыми институтами государств-членов БРИК, достигнуты договоренности в сфере валютного сотрудничества. Третий саммит прошел в 2011 году в Китае уже в формате БРИКС (плюс ЮАР) и представлял интересы четырех континентов. Стороны согласились, что стоят перед острой необходимостью реформирования международной валютно-финансовой системы и подписали рамочное соглашение о взаимном кредитовании банками развития стран-участниц группы в их национальных валютах.

И наконец, на четвертом саммите в индийском Нью-Дели в 2012 году была достигнута договоренность о создании объединенного банка БРИКС.

Хотя западные аналитики считают БРИКС скорее имиджевым образованием, а западные медиа, как правило, не обращают внимания на его деятельность, решения, принятые на высшем уровне, в большинстве своем воплощаются в жизнь. Накануне индийского саммита исследовательской группой БРИКС был проведен анализ дисциплины выполнения всеми сторонами принятых совместных решений. С апреля 2011 по март 2012 года средний показатель исполнения государствами-членами группы составил более 70%. При этом Индия выполнила все принятые на себя обязательства в 100%-ном объеме, Китай и Бразилия на 80%, Россия на 60%, а ЮАР лишь наполовину.

В преддверии очередного, пятого по счету, саммита, запланированного на март 2013 года в Дурбане, ЮАР, наблюдается высокая политическая активность в столицах стран-участниц БРИКС и за их пределами. Проходят постоянные обмены делегациями, деловые форумы и встречи экспертных групп. Министры финансов БРИКС завершили совместную разработку предложений для создания нового банка еще в феврале и готовы представить их на саммите. Определен предварительно первоначальный капитал банка, он составит $50 млрд. Ведется активная работа принимающей стороной пятого саммита, лоббирующей интересы Африки в БРИКС и наоборот. Рассматривается вопрос о включении в ближайшем будущем в состав группы Египта, Мексики и Индонезии.

Основная цель БРИКС – создание под собой твердой экономической и политической основы для дальнейшего расширения и роста.

«За»

Безусловно, создание совместных финансовых институтов в рамках БРИКС даст важный импульс реальному экономическому сотрудничеству между странами. Использование при взаимных расчетах и кредитовании национальных валют стран БРИКС будет способствовать увеличению инвестиционных потоков в странах и снизит зависимость объединения от ведущих экономик мира, полностью исключив необходимость применения доллара и евро во внутренних сделках. Учитывая нестабильность курсов основных мировых валют и наличие существующих проблем и рисков в экономике США и ЕС, это важный стимул.

Банк развития БРИКС также призван стать своего рода альтернативой МВФ и Всемирному банку в рамках БРИКС и интересующих его территорий. Именно малый процент поддержки начинаний развивающихся стран со стороны подконтрольных США и ЕС международных финансовых организаций стал одним из главных аргументов в пользу создания нового банка. Известно, что Международный валютный фонд и Всемирный банк предпочитают предоставлять займы, обставленные рядом не всегда дружественных реципиенту, но выгодных для США и ЕС условий.

В результате создания собственного Банка развития страны БРИКС были бы ограждены от такого подхода, тем более что, по некоторым прогнозам, только в ближайшие два десятилетия потребность в финансировании инвестиционных проектов в странах группы может достичь $15 трлн. При условии начала активного и долговременного освоения африканского рынка членам клуба может сразу потребоваться сумма в размере $480 млрд только для покрытия его дефицита. С учетом возможностей по реализации крупномасштабных инвестпроектов в сфере экологии, разработки биотоплива, строительства дамб и АЭС эта цифра может вырасти многократно.

«Против»

Суммарный показатель ВВП стран БРИКС, по оценкам «Голдман Сакс», составляет свыше $15 трлн. Лидирующие позиции занимает Китай с ВВП более чем $8 трлн, далее следуют Бразилия ($2,5 трлн), Россия ($2 трлн), Индия ($2 трлн) и ЮАР ($500 млрд). Наличие в рамках объединения такого экономического супертяжеловеса, как Китай, может привести к серьезным разногласиям при выработке общих принципов объединения.

Сомнения в жизнеспособности идеи создания банка развития БРИКС возникают у многих экономистов и в связи существенными отличиями в основных принципах финансовых систем, экономических показателях и темпах роста.

Стратегические цели стран-членов БРИКС также весьма далеки друг от друга. По мнению ведущих мировых аналитиков, основной задачей китайской экономики является расширение территории применения национальной денежной единицы страны – юаня; приоритетной целью индийского руководства значится привлечение масштабных иностранных инвестиций; Россию интересует усиление ее геополитического влияния за счет роста экономических показателей. И так далее.

Не способствует перспективам совместного долгосрочного управления международным банком развития и напряженность в отношениях между Китаем и Индией. Индия обеспокоена быстрым экономическим и военным ростом своего соседа и конкурента в регионе. В этих условиях Индия в целях усиления своей геополитической безопасности стремительно сближается с США, отношения которых с Китаем находятся в стадии охлаждения.

Бесспорная ключевая экономическая роль Китая в группе, скорее всего, приведет к учреждению штаб-квартиры Банка развития БРИКС в Шанхае. И это еще один пункт разногласий на грядущем саммите в Дурбане, поскольку ЮАР намерена бороться за базирование нового банка в Южной Африке на том основании, что значительные суммы капитала БРИКС будут направляться на развитие африканской инфраструктуры. С последним, кстати, вряд ли согласны все члены БРИКС.

Кроме того, ЮАР недовольна предложенным вариантом акционирования нового банка, при котором каждая страна БРИКС должна внести в уставной капитал равную долю в $10 млрд, и настаивает на пропорциональном вкладе. Не совсем ясна и российская позиция в этом вопросе. Будучи в ЮАР министр иностранных дел Сергей Лавров уклонился от комментария по этой теме, сказав, что вопрос еще в стадии проработки.

Вновь создаваемому финансовому институту в условиях жесткой конкуренции потребуется значительное время для достижения уровня признания, компетенции и привлекаемого капитала, эквивалентных, например, Всемирному банку, признанному авторитету в данной сфере. Аналитики полагают, что между формальным созданием Банка развития БРИКС на саммите в Дурбане в марте и первым реально выданным кредитом пройдет еще несколько лет. А членам БРИКС придется провести немало переговоров и консультаций о том, куда и в каких количества направлять общий капитал. Некоторые страны БРИКС, особенно Индия, катастрофически нуждаются в создании внутренней инфраструктуры, так что консенсуса, где же будет тратить деньги новый банк, до сих пор еще нет.

Бесспорно, создание нового финансового института международного масштаба, призванного блюсти интересы развивающихся стран — дело очень перспективное. Но для долгосрочного и благотворного функционирования банка от его акционеров требуется объединение интересов, выработка совместной стратегии и определение общих целей. У стран БРИКС перед глазами есть для этого положительный пример — история создания Европейского валютного союза. Та же история сможет послужить и отрицательным примером, позволив вычленить и учесть европейские ошибки и вовремя избежать их.

Смогут ли осуществить все это на практике Россия, Китай, Бразилия, Индия и ЮАР, покажет время.