Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Нельзя становиться заложником чужой игры

19.12.2012

Страницы: 1 2 3

Источник: Еженедельник 2000

Андрей АРЕШЕВ,
научный сотрудник Института политических и
социальных исследований Черноморско-
Каспийского региона

В номере «2000» за 23 ноября с. г. была опубликована статья видного турецкого эксперта Нежата Таракчи «Стать самостоятельным геополитическим игроком — иного не дано». Несомненно, к мнению такого крупного специалиста по странам Причерноморья, как господин Таракчи, стоит прислушаться. В его докладе на международном «круглом столе» «Стабильность в Причерноморском регионе: внешние и внутрирегиональные угрозы и пути их преодоления», в котором я также участвовал, отражено глубокое понимание проблем региональной безопасности и особенностей отношений между государствами Причерноморья.

Однако нужно понимать, что предложения, с которыми выступает г-н Таракчи, отражают в первую очередь турецкие внешнеполитические интересы. Поэтому чтобы оценить его высказывания нужно прежде всего понять, какие цели ставит перед собой турецкая дипломатия политического руководства. Страны Причерноморья ведут сегодня сложную внешнеполитическую игру, связанную с борьбой за лидерство в регионе. И здесь важно не превратиться в заложника чужих планов.

Как известно, Турция, являющаяся стратегическим союзником США, претендует на статус ведущей региональной державы, обладающей обширной сферой влияния. Это побуждает ее активно вмешиваться в вооруженный конфликт в Сирии, где она поддерживает силы, враждебные правительству Асада. Подобная политика на сирийском направлении дополняется экспансией в Закавказье и Причерноморье, где Турция открыто претендует на лидерство.

В Закавказье Турция настойчиво пытается втянуть в сферу своего влияния Азербайджан, который рассматривается в первую очередь как надежный поставщик энергоносителей, и Грузию, являющуюся с турецкой точки зрения важным транзитным государством. Турция сумела обеспечить себе устойчивое присутствие в этих странах, воспользовавшись тяжелой экономической ситуацией, установившейся на постсоветском пространстве после распада СССР.

Сотрудничество с турецкими экономическими структурами в условиях системного кризиса казалось чрезвычайно выгодным, а турецкие инвестиции приобретали первоочередное значение. Однако наибольшие выгоды из экономического взаимодействия извлекла все-таки Турция. В силу объективных причин она обладает значительно большими возможностями для реализации своих интересов, чем ее закавказские партнеры.

Впрочем, это справедливо не только в отношении стран Закавказья, но и тех российских регионов, где ощущается турецкое экономическое присутствие. Несмотря на некоторую переоценку собственных сил в начале и середине 90-х турецкие компании сумели воспользоваться разрушением отраслей российской экономики, заполнив образовавшиеся ниши товарами собственного производства. Точно такая же экономическая политика проводится Турцией и в отношении Украины. И было бы, наивно надеяться на то, что в будущем турецкие корпорации озаботятся развитием украинской высокотехнологичной промышленности, как обещает в своей статье Нежат Таракчи.

Турецкие экономические структуры не ставят перед собой задач, связанных с получением контроля над стратегическими отраслями экономики (хотя у любого правила есть исключение). Они идут туда, где могут достаточно легко, без особого риска получить прибыль. При этом они умело удерживают захваченные ниши, не допуская возвращения в них национальных производителей. Так, часть заводов по изготовлению стеклотары в России были построены при содействии турецких компаний, хотя развитие данной отрасли можно было бы осуществлять своими силами.

В сфере экономики перед постсоветскими государствами стоят, в общем-то, схожие задачи, связанные с развитием наиболее важных и перспективных отраслей, от которых зависит благосостояние и будущее этих стран. Добиться этого бывшие советские республики могут, только опираясь на собственные силы, поэтому их экономическое развитие напрямую зависит от успеха интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Объединение усилий для совместного решения общих задач представляется более надежным способом преодоления экономической отсталости, нежели ожидание помощи от государств, преследующих совершенно иные цели.

Это, конечно же, не значит, что постсоветские государства должны ради социально-экономического прогресса замкнуться друг на друге, отказавшись от тесного сотрудничества с другими странами. Динамично развивающаяся Турция, занимающая важное место в мировой политической системе, конечно же, является интересным партнером. Но нужно понимать, что турецкие интересы совпадают с российскими или украинскими далеко не во всех сферах экономики.

Страницы: 1 2 3