Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Наталья Киселева: Украина — НАТО: финансовый аспект политического выбора

20.12.2012

Страницы: 1 2

Источник: ИА REGNUM

Статья доцента кафедры политических наук и международных отношений Таврического национального университета им. В.И. Вернадского (Крым), кандидата политических наук Натальи Киселевой по материалам выступления на международной конференции «Стабильность в Причерноморском регионе: внешние и внутрирегиональные угрозы и пути их преодоления» (Симферополь, 15-18 ноября 2012 года).

Вопрос о членстве Украины в НАТО не исчез из политической повестки дня, несмотря на то, что в 2010 г. Киев изменил отношение к данному вопросу.

Со сменой власти в 2010 г. в правительстве президента Виктора Януковича сразу же заявили о том, что в настоящий момент они не стремятся к членству в Североатлантическом союзе, но желают продолжать сотрудничество с НАТО на достигнутом уровне. Затем Верховная Рада Украины приняла Закон «Об основах внутренней и внешней политики», предусматривающий внеблоковый статус Украины, но не исключивший приоритетность участия страны в развитии европейской системы коллективной безопасности и продолжения конструктивного партнерства с Организацией Североатлантического договора [1].

Активность сотрудничества Украины с НАТО действительно не снизилась. Самые «свежие» подтверждения этому предоставил директор Департамента международной безопасности и разоружения МИД Александр Александрович. Выступая 14 октября 2012 года на заседании 9-й ассамблеи Общественной лиги Украина-НАТО, украинский дипломат сказал, что в сравнении с предыдущими годами, в 2012 году Украина активизировала сотрудничество с Североатлантическим альянсом, и проиллюстрировал свое заявление конкретными примерами. «В последние месяцы произошел ряд заседаний рабочих групп по экономической безопасности, вопросам науки и окружающей среды. Ожидается заседание рабочей группы по вопросам оборонно-технического сотрудничества. Поэтому независимо от внеблокового статуса Украины, а также независимо от того, было это до выборов или после выборов, практическое сотрудничество продолжается очень активно», — отметил представитель МИД Украины [2].

Такая активность не свидетельствует об изменении отношения партии власти к вопросу о членстве в НАТО, но и не исключает смены военно-политического курса. Следует отметить, что на последних парламентских выборах 2012 г. в Верховную Раду прошло много сторонников евроатлантической интеграции Украины, в связи с чем можно прогнозировать «реанимацию» вопроса о вступления Украины в Североатлантический альянс.

Первым после выборов необходимость изменения внешнеполитического вектора Украины озвучил бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко. Выступая на 9-й ассамблее общественной лиги Украина-НАТО в Киеве, он заявил, что внеблоковый статус Украины, провозглашенный нынешней властью, является «абсурдом» на пути обеспечения безопасности страны, поскольку Украина находится в «зоне опасности» соседнего государства [3].

Следует отметить, что кроме аргументов о существовании угрозы для Украины со стороны России, сторонники евроатлантической интеграции приводят и популярные в украинском сообществе экономические доводы. Так, например, третий номер избирательного списка Объединенной оппозиции и бывший министр обороны Анатолий Гриценко предпочитает говорить о том, что внеблоковость любой стране обходится гораздо дороже, чем членство в НАТО. При этом экс-министр обороны не приводит ни одной цифры.

Тезис о «дороговизне» внеблоковости тиражируется политиками-евроинтеграторами в средствах массовой информации с учетом меркантильности украинцев (согласно результатам исследования European Social Survey, проведенном в апреле 2012 г., украинцы заняли третье место в списке самых меркантильных наций [4]). Аргумент об экономической выгоде вступления в НАТО оказывает воздействие на умы граждан Украины, хотя к реальности имеет отдаленное отношение, что доказывает сравнительный анализ военных затрат стран-членов НАТО и внеблоковых европейских государств [прим. 1].

В качестве критериев для сравнения взяты 2 показателя:

• Удельный вес военных расходов в структуре валового внутреннего продукта (ВВП);

• Объем военных расходов на душу населения.

Диапазон изменения первого параметра — удельного веса военных расходов в структуре ВВП — в странах НАТО продиктовал разделение их на 5 классов: от первого с минимальной долей военных расходов в структуре ВВП (до 1%) до пятого с максимальными значениями данного показателя (более 4%) [прим. 2].

По объему военных расходов на душу населения государства, состоящие в Североатлантическом альянсе, разделяются на 7 групп: от первой группы с минимальными показателями (менее 200 долларов) до седьмой группы с максимальными значениями — более 2000 долларов

Страницы: 1 2