Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Александр Буриан: Федерализация Евросоюза и перспективы НАТО

13.12.2012

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Источник: ИА REGNUM

Александр Буриан — чрезвычайный и полномочный посол (в отставке), доктор юридических наук, профессор, президент Молдавской ассоциации международного права.

В сентябре 2012 г. председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэль Баррозу, охарактеризовав нынешний кризис еврозоны как отсутствие политического единства партнеров, объявил о том, что возникает необходимость «идти к федерации национальных государств. Таков наш политический горизонт. Это должно определять направление нашей работы в предстоящие годы». [1]

Разумеется, сама по себе идея не нова. Но не будем вдаваться в историю и вспоминать идеи Виктора Гюго [2], графа Куденхове-Калерги [3], Жана Монне [4], Альтьери Спинелли [5], Робера Шуманна [6] и других мыслителей и государственных деятелей, которые в разное время ратовали за континентальный европейский союз. Оставим в покое и Владимира Ленина со своим лозунгом о «республиканских соединенных штатов Европы» [7], не говоря уж о Льве Троцком который, исходя из своей теории «экспорта революции», собирался превратить Европу в «советские» Соединенные Штаты Европы [8], а также Уинстона Черчилля [9], который был одним из самых последовательных сторонников Соединенных Штатов Европы, естественно, при главенствующей роли Соединенного Королевства в этом регионе и выдворения из него «варварской» России [10].

Давайте начнем с Маастрихтского договора 1992 г. [11], с которого, собственно говоря, и начался ЕС, поскольку до этого в Европе существовали чисто экономические сообщества [12], а проблемы внешней политики и обороны осуществлялись на национальном уровне, а также в рамках НАТО [13], так как идеи об учреждении Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) [14] наряду с Европейским политическим сообществом [15] потерпели крах, а деятельность Западноевропейского Союза [16] была полностью замещена Североатлантическим Альянсом.

Согласно положениям Маастрихтского договора [17] в рамках Евросоюза были учреждены три опоры ЕС (pillars): 1. экономический и валютный союз (ЭВС); 2. общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ); 3. общая политика в области внутренних дел и юстиции (ОПВДЮ).

В принципе, будь они выполнены, эти положения закрепили бы федеративные отношения в рамках ЕС, однако на референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 г. проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз оказался в двойственном положении, так как дальнейшее выполнение положений Маастрихтского договора стало нереальным.

Поспешное, и не до конца продуманное, расширение Евросоюза привело к появлению новых проблем, так как неплохо действовавший до тех пор принцип принятия важнейших решений путем консенсуса оказался менее эффективным в новых условиях, отчасти от слишком большого количества участников в процессе принятия решений и отчасти от слишком амбициозных требований некоторых из новых членов ЕС.

Кроме того, после присоединения к ЕС двенадцати новых стран, уровень экономического развития которых был заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза (Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды) оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. стал ложиться именно на них. В то же время, новые члены Евросоюза не желали и не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1% ВВП.

Определенные трудности возникли и при претворении в жизнь общей политики в области внутренних дел и юстиции (ОПВДЮ), так как внутреннее законодательство стран-членов ЕС не удалось полностью гармонизировать, не говоря уж о том, что львиная доля расходов по данному направлению идет не на улучшение инфраструктуры и повышение качества правосудия, а на переводы законов на 23 языка, которые являются официальными для ЕС.

Вместе с тем, ЕС достиг и определенных успехов в отношении ЭВС и ОПВДЮ, так как появившееся Европейское сообщество (ЕС) после принятия Амстердамского договора [18] позволило странам-членам получить доступ к общесоюзным финансовым фондам и приступить к укреплению общесоюзного рынка. Кроме того, несмотря на определенные трудности, в рамках ЕС удалось скоординировать такие направления деятельности, как правосудие и внутренние дела (ПВД), а также полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам (ПССУ).

И хотя в отношении ЭВС и ОПВДЮ еще много предстоит сделать (создание Банковского союза, выработка общей фискальной политики, выработка механизмов контроля за расходованием общесоюзных фондов, дальнейшая гармонизация союзного законодательства), то в случае с общей внешней политикой и политикой безопасности (ОВПБ) результаты получились почти нулевые.

Евросоюзу так и не удалось выработать механизмы, которые позволили бы иметь общую европейскую внешнюю политику, и на сей день в рамках ЕС есть 27 внешнеполитических подходов к любым проблемам мировой политики. Стоит лишь

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9