Публикации

13.07.2017

Карты, деньги, два ствола

http://forum.vashdom.ru Андрей Медведев Победу на будущих президентских выборах в Кыргызстане определят деньги, внешний фактор и административный ресурс. Такой вывод позволяет сделать опрос экспертов, непосредственно вовлеченных в выборный процесс. Причем именно в такой последовательности, по мере убывания степени влияния перечисленных «составляющих


Актуально

30.06.2017

Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене

http://inosmi.ru Йеменский кризис Спустя более 800 дней операции «Буря решимости», которую возглавляет Королевство Саудовская Аравия (КСА), для возвращения президента Хади, Эр-Рияд не может решить йеменский кризис ни политическим, ни военным путём из-за столкновения интересов некоторых членов коалиции в этой кампании

Владимир Коробов: Обновляющаяся Грузия: раскол страны и поиски геополитического баланса

30.11.2012

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Источник:  ИА REGNUM

ИА REGNUM публикует доклад директора Центра исследований южно-украинского Причерноморья, заведующего кафедрой философии и социологии Херсонского национального технического университета Владимира Коробова на международной конференции «Стабильность в Причерноморском регионе: внешние и внутрирегиональные угрозы и пути их преодоления» (Симферополь, 15-18 ноября 2012 года)

Внешняя политика обновляющейся Грузии: раскол страны и поиски геополитического баланса

Внешняя политика Грузии является предметом глубокого и вполне обоснованного интереса со стороны Украины и украинского общества. Это объясняется не только чувствами давней, испытанной дружбы между украинским и грузинским народами, не только столетиями жизни украинского и грузинского народов в едином Отечестве — Российской Империи и Советском Союзе, но и общей судьбой наших государств и наших православных народов в Причерноморском регионе. Будущее и Грузии, и Украины во многом определяется геополитической динамикой в этом регионе.

Факторы, определяющие особенности внешней политики Грузии

В этом контексте внешняя политика Грузии, ее международное поведение имеют для Украины и других соседних государств огромное значение. Будет ли внешняя политика Грузии направлена на укрепление безопасности Причерноморского региона, а значит — и Украины, или наоборот — от Грузии будет исходить угроза новых региональных конфликтов, обострения международных отношений в Причерноморье? Этот вопрос имеет для нас, украинцев, не только теоретическое, но и практическое значение. Влияние международного поведения Грузии на стабильность в регионе значительно.

Грузия, по признанию многих экспертов и исследователей, является ключевым государством в Закавказье и в силу своего географического положения, и в силу своей исторической роли в геополитической системе координат: Россия-ЕС-США.

Важнейшим методологическим положением, из которого мы исходим в изучении внешней политики Грузии является рассмотрение этой политики в контексте отношений Грузии с Россией и США, государствами, которые оказали и оказывают значительное влияние на эту политику. Это обусловлено не только влиятельностью США и России на Кавказе, в Причерноморье, но и некоторыми особенностями самой Грузии, ее политической элиты и ее международного поведения.

По мнению З.З.Бахтуридзе, «Исторически сформировавшейся особенностью грузинской политической элиты был поиск верховного покровителя, каким считалась Российская империя, а в дальнейшем — СССР, а в последние годы происходил постоянный поиск такового на Западе. Это связано с особенностями политической психологии, а также с тем, что приход к власти сопровождался стремлением не только достичь высокого статуса, но и воспользоваться им для повышения своего материального благосостояния» [1]. Анализируя внешнюю политику Грузии и перспективы ее изменения, следует учитывать эту характерную особенность грузинской элиты.

Хотя на роль «верховного покровителя» внешней политики Грузии в разные исторические периоды (периоды президентства З.Гамсахурдиа, Э.Шеварднадзе, М.Саакашвили и теперь, — в период прихода к власти премьера Б.Иванишвили) претендовали то Россия, то США, роль каждой из этих стран никогда не исчезала совсем. А в последнее время в грузинской политике проявилась креативная тенденция к поиску геополитического баланса между этими центрами влияния.

Значение России определяется ее исторической, географической, геополитической и экономической ролью в истории и будущем развитии Грузии. Об этой роли написано немало и в Грузии, и за ее пределами. Нам представляется наиболее важным и актуальным вывод известного российского ученого К.С.Гаджиева. Этот автор делает вывод о «невозможности полноценного существования независимого грузинского государства при полном разрыве экономических и политических связей с Россией» [2].

Роль США определяется тем, что эта страна стала спонсором грузинских реформ, грузинской независимости, оказывала и продолжает оказывать мощное влияние на внешнюю политику грузинского государства. Грузия рассматривается как важный партнер США в ее военной политике, как военный плацдарм для расширения своего влияния в Причерноморье, на Ближнем и на Среднем Востоке. Также нельзя недооценивать роль Грузии как важного транзитного партнёра для США в вопросах реализации крупных нефтегазовых проектов. С 90-х гг., когда грузинская элита совершила проамериканский внешнеполитический поворот, и до настоящего времени, внешняя политика Грузии активно координируется с руководством США.

Другим важнейшим фактором развития внешней политики Грузии остается грузино-абхазский и грузино-югоосетинский конфликты, неурегулированность для Грузии территориального вопроса, статуса Абхазии и Южной Осетии, то, что грузинские политики называют реинтеграцией Грузии или установлением контроля над утраченными

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9